В ноябре прошлого года в Украине был принят Закон “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно Гарантийного фонда исполнения обязательств по складским документам на зерно”, который вступил в силу 18 апреля. Об особенностях документа рассуждает Андрей Заблоцкий, старший юрист, руководитель практики права международной торговли компании «Волков и партнеры».
«Подобная модель функционирует в США. Там она является альтернативой страхованию гражданско-правовой ответственности зернового склада перед третьими лицами. Кроме того, это эффективный и гарантированный механизм привлечения сельхозпроизводителями краткосрочных кредитов под залог зерна.
Американская модель успешно прижилась в других странах-зернопроизводителях, в Казахстане. Основные принципы работы этой системы – добровольность и наличие альтернатив. Зерновой склад может заключить либо договор участия в системе гарантирования фонда либо договор страхования гражданско-правовой ответственности.
Поскольку украинское правительство намерено ввести систему электронной биржевой торговли сельхозпродукцией, создание Гарантийного фонда (ГФ) должно способствовать более стабильной работе организованного рынка. Впрочем, в стране уже около 10 лет существует система использования складских документов для краткосрочного кредитования под залог зерна. Если зерновой склад не в состоянии оплатить потери (при наступлении страхового случая), гарантом исполнения долговых обязательств поклажедателя является страховщик залогового имущества с правом регресса к зерновому складу.
В новом украинском законе прописаны условия и принципы создания и работы Гарантийного фонда, но они существенно отличаются от мировых стандартов. Главное место в системе гарантирования займет именно Гарантийный фонд в качестве координатора деятельности всех зерновых складов-участников. По данным Государственной инспекции сельского хозяйства, сейчас в Украине насчитывается 754 зерновых склада общей мощностью хранения 32 млн. т зерна.
По мнению законодателей, обязательное участие зерноскладов в ГФ является неотъемлемым условием эффективности системы гарантирования. На мой взгляд, это не совсем очевидно. Однако только обязательное участие зернового склада в Гарантийном фонде позволит ему получить сертификат на соответствие услуг по хранению зерна.
Хранилища, зарегистрированные на момент создания Гарантийного фонда, чтобы стать его участниками, должны направить уведомление руководству ГФ до 1 марта 2014 г.; зарегистрированные до 1 января 2014 г. – направить уведомление до начала 2015 г., тогда они становятся временными участниками ГФ. Те, кто до наступления 2015г. не войдет в фонд, потеряют право работать на рынке. То есть склад будет вынужден стать участником ГФ не для того, чтобы обеспечивать гарантирование исполнения обязательств, а чтобы продолжать работать.
При этом Гарантийному фонду предоставлены широчайшие полномочия, вплоть до возможности инициировать отмену сертификата (правда, это будет возможно только после того как зерновой склад станет участником ГФ). Фонд получает право вмешиваться в работу любого зернового склада, проводить проверку его деятельности. Но что именно будут выяснять чиновники фонда и с какой целью, в законе не сказано.
И это не единственное белое пятно в документе. Закон гласит, что в фонде будут состоять участники и временные участники, но в чем разница их правовых статусов – неизвестно.
Для участия в ГФ предусматривается три категории взносов – вступительные, регулярные и специальные. При этом цели использования первых двух не конкретизированы, что нарушает принципы целевого использования гарантийных взносов и определения размера взноса участника.
Кроме того, предусмотрено, что Гарантийный фонд сможет привлекать кредиты из госбюджета. Размер кредита и процентные ставки по нему будет определять Кабинет министров. В результате погашение кредитных обязательств ГФ перед государством, а также специальные и основные взносы лягут на плечи зерновых складов.
Наконец, вызывает вопросы механизм определения гарантийных возмещений. ГФ, согласно документу, возместит каждому владельцу складских документов до 90% стоимости зерна, если склад не сможет выполнить свои обязательства. Однако конкретное значение этой величины (т. е. будет возмещаться 90%, 80% или 50%) должен ежегодно определять Административный совет ГФ, причем в середине года – до 30 июля. А значит, принудительно участвующие в ГФ склады не смогут заранее знать процент возмещения. (Для склада средней емкости 42 тыс. т при цене на зерно $250/т максимально возможное возмещение составит $9,45 млн. Размер регулярных взносов зависит “от количества и стоимости зерна, принятого на хранение по складским документам”, вероятно – в целом по стране, причем определять конечный размер платежей и порядок их внесения будет все тот же Административный совет ГФ. – “Эксперт”.)
Таким образом, система гарантирования обязательств по складским документам, основанная на создании Гарантийного фонда, может значительно ухудшить положение зерновых складов. Она не только создаст дополнительную административную и финансовую нагрузку, но и приведет к непрозрачным правилам игры на рынке.
Такой закон, безусловно, нужен, но в другом формате. Необходимо сделать участие в Гарантийном фонде альтернативным, а не обязательным. Для разработки новой редакции закона уже создана рабочая группа, в которую вошли ведущие общественные объединения на рынке зерна, представители Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FАО), Международной ассоциации торговли зерном и кормами (GAFTA), а также юристы и консультанты». (Эксперт-Украина/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)