Снижение покупательской способности в Украине задело даже такой базовый продукт, как хлеб. Украинцы стали есть меньше хлебобулочных изделий. Согласно данным компании GFK Украина, которые были обнародованы на конференции Bakery and Business, с 2008 до 2012 гг. объем рынка хлеба в натуральном выражении уменьшился на 13,5%.
За последний год падение продаж в натуральном выражении было наиболее существенным – почти на 6%. Это все же не означает, что украинцы стали тратить меньше денег на покупку хлеба. Наоборот, за те же четыре года в денежном выражении рынок хлеба в Украине вырос на 45%. Такие тенденции эксперты рынка объясняют переориентацией потребителя на более дорогие сорта хлеба. Согласно данным GFK Украина, только за 2012 г. потребление социальных, то есть самых дешевых, сортов хлеба снизилось на 11%. При этом премиальный сегмент показал существенный рост – +28% (в натуральном выражении). Если в 2008 г. на социальные сорта хлеба приходилось 88% от всей произведенной продукции, то в 2012 г. – 69%. Среднеценовой сегмент хлебобулочной продукции вырос с 11% до 24%, а премиальный – с 1% до 7%.
Логично, что на премиальные сорта хлеба переходят потребители с более высоким уровнем доходов. К примеру, в семьях, в которых на одного человека приходится более 3,5 тыс. грн. дохода, потребление социального хлеба снизилось с 80% до 56%. При этом в семьях с доходом на одного человека в 1,2 тыс. грн. потребление снизилось с 92% до 74%. Снижение потребления социальных сортов хлеба во многом связано с ухудшением его качества. Согласно результатам опроса GFK, каждый третий украинец заметил ухудшение качества хлебобулочной продукции. “Потребители с высоким уровнем доходов больше других респондентов отметили ухудшение качества хлеба – 42%. Это демонстрирует нехватку качественного хлеба именно для потребителей с высокими доходами”, – комментирует Марина Забарило, руководитель отдела Consumer Scan компании GFK Украина. По ее словам, 22% украинских семей постоянно покупают несоциальные сорта хлеба. Вообще не покупает премиальный хлеб каждый четвертый украинец. Главная причина – высокая и не всегда оправдывающая качество покупки цена.
Отечественные производители хлеба вслед за ожиданиями потребителей сокращают производство социальных сортов хлеба и наращивают долю более премиальных. Главная причина – желание уйти от контроля со стороны государства. Социальные сорта хлеба подпадают в список продуктов, изменение цен на которые контролируется госорганами. Повысить цены производитель может, лишь “получив добро” в местной госадминистрации. В прошлом году было сразу несколько прецедентов, когда компании поднимали цены на хлеб, а потом вынуждены были их снизить под давлением городских или областных властей. Самый показательный пример – рост цен в Киеве. “Киевхлеб”, крупнейший столичный производитель хлеба и хлебобулочных изделий, в ноябре прошлого года повысил цены на хлеб “Украинский столичный подовый” и батон “Нарезной киевский”. В КГГА и АМКУ посчитали такой рост необоснованным и потребовали у “Киевхлеба” снизить цены. Производитель пошел на снижение, но частичное. Такое положение дел приводит к крайне низкой рентабельности работы предприятий отрасли. По данным Леонида Козаченко, президента Украинской аграрной конфедерации, около 70% производителей хлеба – убыточны. “Ситуация в отрасли крайне сложная. В некоторых регионах цены на хлеб удерживаются искусственно. Причем в ручном режиме удерживаются цены на весь ассортимент хлебобулочных изделий, а не только на социальный хлеб”, – отмечает Леонид Козаченко. Таким образом, рост производства премиальных сортов хлеба остается единственной возможностью для производителей улучшить свои финансовые показатели. (Дело/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)