Одна из ключевых задач которую пытаются решить власти страны на протяжении всего периода независимости – это борьба с теневой экономикой. По официальным оценкам доля теневого сектора в экономике Казахстана составляет 25%. На самом высоком уровне признано, что оборот нелегальной продукции — одна из ключевых проблем всей казахстанской экономики.
Цифровизация и новый технологический уклад вдохнули новую жизнь в ранее применявшиеся, но не ставшие эффективными средства борьбы с тенью. Прежде всего это касается, получившей широкое распространение в мире, требования к маркировке продукции. Дело в том, что на сегодня, технологии, используя механизмы Big Data и blockchein, дают возможность создать интегрированные базы данных, позволяющие прослеживать любое перемещение каждой единицы (в отличие от доцифровой эпохи) товара по всей цепочке от производства продукции до конечного потребителя.
Проблема нелегального рынка и поддельных товаров в целом актуальна для мировой экономики. Только в 2019 году объем контрафактной продукции по всему миру составил 500 миллиардов долларов. Поэтому к маркировке прибегают во многих странах. В Казахстане приняли решение, в настоящий момент, распространять ее только на те отрасли, где доля контрафакта велика, а качество продукции критично. Причем в каждой из таких отраслей сначала проводится пилотный проект, после чего происходит анализ регуляторного воздействия. То есть как это повлияло на рынок и какие выявлены проблемы, и только после устранения этих проблем, будет внедряться принцип обязательности.
Почему алкоголь?
Рынок алкоголя попал в число пионеров маркировки сразу по двум крайне веским основаниям. Именно в этом секторе, как и в торговле лекарствами сошлись две ключевые проблемы – качество продукции, а значит здоровье и безопасность граждан, а также громадный «теневой» сегмент.
Если говорить о цифрах и фактах, то, например, в июле этого года по сообщению Департамента экономических расследований по Костанайской области Комитета по финансовому мониторингу МФ РК, в результате проведения следственных действий пресечена незаконная деятельность ТОО «АПИС», осуществлявшее розлив, хранение и реализацию алкогольной продукции с поддельными учетно-контрольными марками. При этом не соблюдены правила организации деятельности акцизных постов. В ходе обыска помещения предприятия обнаружено и изъято 1945 бутылок портвейна объемом 0,5 л. и 0,7 л., а также 2 рулона с УКМ в количестве 17 797 штук, имеющие признаки подделки, стеклотара, пластиковые пробки, готовая продукция и др. Изъятые вещественные доказательства уничтожены. В сентябре этого же года, выступая на брифинге в СЦК председатель Комитета по финансовому мониторингу МФ РК Жанат Элиманов сообщил, что в Казахстане ликвидировано более 50 подпольных цехов по производству суррогатной алкогольной продукции.
«С прошлого года было ликвидировано более 50 подпольных цехов по производству суррогатной алкогольной продукции. Из нелегального оборота изъято свыше 1,5 млн бутылок, около 400 тыс. литров спирта, а также 500 тыс. поддельных учетно-контрольных марок», – сообщил он.
К примеру, один из производителей водки в городе Актобе изготовил неучтенную продукцию в количестве свыше 700 тыс. бутылок. Ущерб от неуплаченного налога составил 570 млн тенге. В Шымкенте ликвидирован подпольный цех по производству низкокачественного спирта. Изъято 25 тонн на 31 млн тенге. В Алматинской области за незаконную перевозку и сбыт свыше 40 тонн спирта привлечены к уголовной ответственности Малашкин и Каршыгаев.
«Таких примеров немало. Эти меры способствовали сохранению жизни и здоровья многих граждан, так как зачастую речь идет о суррогатном алкоголе», – добавил он. Согласно данным информационных агентств, на июль текущего года, в Акмолинской области в результате употребления суррогатного алкоголя число пострадавшихдостигло 18-ти человек, из которых 12 случаев отравления завершились летальным исходом. Предварительная причина смерти – острый геморрагический панкреатит на фоне общей интоксикации. В Костанайской области с диагнозом «токсическое действие этанола» в реанимацию доставлены 13 человек, 11 из них скончались. В этот же период в поселке Жана-Кийма Жаксынского района Акмолинской области скончались 4 человека.
Кроме прямого вреда здоровью граждан, что само по себе является угрозой безопасности страны следует иметь ввиду и еще один крайне важный фактор – именно «теневой» рынок алкоголя становится наиболее питательной средой для роста организованной преступности. Наглядные примеры этого – Америка 20-30-х годов прошлого века и Советский Союз в последние годы своего существования. Есть и фискальные цели – деньги, полученные в качестве акцизов от алкоголя, могли бы пойти на финансирование различных бюджетных программ, на зарплаты бюджетникам и выплаты пенсионерам. В настоящий момент, по данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, объем тени на рынке алкоголя в Казахстане составляет 25%, а на рынке крепкого алкоголя в нашей стране, по оценкам отраслевой бизнес-ассоциации «КазАлко», нелегально реализуется 35 млн литров, или 40% водочного рынка. В исследовательском центре TALAP подсчитали, что 58% нелегальной водки продается в сельской местности, 27% – в городах.
Электронный паспорт для бутылки
Пилотный проект по маркировке алкоголя в Казахстане был запущен 1 июня 2019. В настоящий момент апробирована вся цепочка, от нанесения кода до вывода товара из оборота. Старт обязательной маркировки планируется с 1 апреля 2021 года.
«Пока имеет смысл говорить о маркировке крепкого алкоголя как о логичном следующем шаге. Это позволит нам отследить продвижение товара на территории РК от заводских стен или границ страны и до супермаркета, где он будет реализован, благодаря «цифровому следу», – отмечает Бикеш Курмангалиева, генеральный директор Центра развития цифровой экономики АО «Казахтелеком», являющегося по решению правительства, единым оператором в сфере маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане.
В результате движение алкоголя будет прозрачно по всей цепочке от 138 производителей, 800 дистрибьюторов и до 37 тыс. точек розничной реализации алкогольной продукции. При этом она подчеркнула, что «окончательные решения будут принимать постепенно, исходя из успешности пилота».
Сама же система маркировки алкоголя выстроена по следующему принципу. В ее основе код Data Matrix — своего рода уникальный цифровой паспорт, который появляется у товара еще на заводе или до таможни, если товар на территорию Казахстана ввозит импортер. Каждый код уникален и защищен криптографией, он присваивается индивидуально каждому экземпляру товара и несет всю информацию о нем, включая характеристики и историю появления в магазине. У каждой единицы товара появляется цифровой двойник в системе, и это создает цифровую копию целой отрасли. Именно Data Matrix позволяет понять, легально ли товар введен в продажу, действительно ли он состоит из тех материалов, которые перечислены на этикетке. Производители и импортеры товаров, в отношении которых введена маркировка, регистрируются в базе данных системы и передают туда описание производимых или ввозимых товаров и свои реквизиты. Система по заказу компаний выпускает необходимое количество уникальных кодов и передает их по защищенным каналам связи. Производитель или импортер вводит товары с кодами в оборот. При продаже дистрибьютору и отгрузке в розничную сеть в базу данных передается информация об операциях с товарами. Потребитель в магазине может сканировать код с помощью мобильного приложения, получив полную информацию о товаре, включая страну-производителя, срок годности, материал и даже информацию о возврате товара в магазин предыдущим покупателем, если такое имело место.
«Что это даст? Если какой-то недобросовестный производитель будет в обход государства производить водку без уплаты акциза, завтра при считывании, при проверке этот код будет «гаситься». Условно, вы покупаете бутылку водки, касса считывает этот код и погашает его в системе. Если же при считывании QR-кода показывает, что он уже погашен, значит, эта водка нелегальная или этот QR-код использовался уже. Таким образом, система QR-кодов позволит сделать рынок государства более легальным», – объясняет Станислав Максимец, директор одного из крупнейших в стране производителей водки АО «Кокшетау Минводы».
По его словам, компания по собственной инициативе стала участником пилотного проекта, так как «является крупнейшим налогоплательщиком по акцизу на водку».
«Мы предложили Министерству финансов, запустить у нас систему учета при разливе алкогольной продукции. То есть цифровую маркировку. Мы первыми зашли в этот пилотный проект, потому что мы, как добросовестный производитель, заинтересованы, чтобы все игроки на рынке были добросовестными», – считает Станислав Максимец.
По мнению же вице-министра финансов Руслана Есенбаева: «В первую очередь маркировка – это знак качества для покупателя. Наличие такого кода гарантирует, что товар выпущен настоящим производителем, а не сделан на подпольной фабрике».
Дает ли система результат?
«Внедрение системы маркировки товаров приносит выгоды и экономике государства, и бизнесу, и обществу. Среди основных ее плюсов – снижение теневого рынка на 50% до 2025 года, что приведет к дополнительным поступлениям в бюджет в сумме 58,4 млрд. тенге, а легальному бизнесу позволит повысить производительность, совершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и, в конечном счете, увеличить выручку на 336,5 млрд тенге до 2025 года», – считает Бикеш Курмангалиева.
В свою очередь, по мнению министра торговли и интеграции Бахыта Султанова, «в товарных группах 6 отраслей, по которым в Республике Казахстан предусмотрено внедрение маркировки, объем теневого рынка, согласно экспертизам, достигает до 63%. Предполагается, что с введением маркировки данных товарных групп объем легального товарооборота составит 337 миллиардов тенге, а доходы бюджета 58 миллиардов тенге». В результате, по предварительным подсчетам, добросовестные производители алкогольной продукции нарастят свою выручку после ухода теневого товара на 80,7 млрд тенге, производители и продавцы обуви – на 149,5 млрд тенге, лекарств – на 43,4 млрд. Отечественная легкая промышленность за эти пять лет получит дополнительно 38,6 млрд тенге, молочники – 16,5 млрд, а табачники – 7,8 млрд тенге дополнительной выручки.
Расчеты экспертов основываются на международном опыте внедрения систем маркировок, которые позволили снизить в Европейском союзе оборот контрабандной продукции на 30%, в Индии и России в 2,5 раза сократить поставки нелегальных лекарств, а в Беларуси, Бразилии и Турции – увеличить налоговые поступления в бюджет на 220%, 40% и 14,2% соответственно. На схожие эффекты сможет рассчитывать и казахстанское правительство. Так, на заседании Кабмина посвященного проблемам маркировки, Бахыт Султанов привел следующие данные:
“Эффект от внедрения маркировки табачных изделий у нас мы можем оценить уже к новому году. А вот по шубам цифры уже известны: маркировка выявила, что 225 из 243 предпринимателей занижали свои доходы от продажи. Их «обеление» увеличило доходы бюджета на 218 млн тенге. На 40% увеличились поступления таможенных пошлин и налогов по импорту”. Он также привел в качестве примера российский рынок обуви. «До внедрения маркировки он оценивался в 330 млн пар в год. Но как только начался пилот по маркировке (в июле прошлого года), выяснилось, что рынок в разы больше: только за первые полгода производители закупили 1,2 млрд. кодов. Как на 4 «домаркировочных» года. И это притом, что пилот был добровольным и не предполагал участие в маркировке всех компаний на рынке”, – сообщил министр.
Добавим, что Россия на днях, обнародовала свежие данные по внедрению обязательной маркировки на схожем с алкоголем табачном рынке. Там доля нелегальных сигарет на рынке сократилась с 15,6% в конце прошлого года до 10,2% в октябре. А за восемь месяцев этого года поступления от акцизов увеличились почти на 60 млрд рублей. После введения маркировки легализовалось 18 производителей, это 60% от общего числа компаний, легально работавших до маркировки. (Kapital.kz/Пищепром Украины)