Полномасштабное вторжение России в Украину нанесло огромные убытки и потери, которые уже превышают в 2,5 раза ВВП Украины за 2023 год. Несмотря на значительную и продолжающуюся международную политическую и финансовую поддержку, которая помогает Украине в восстановлении и реконструкции, становится все очевиднее, что ей нужно будет мобилизовать собственные ресурсы и частное финансирование — не только для восстановления страны, но и для ее долгосрочного развития. С точки зрения правительства для Украины важно использовать ограниченные государственные и донорские ресурсы, а также провести необходимые реформы, чтобы облегчить привлечение частного финансирования и способствовать его увеличению. Либерализация рынка сельскохозяйственных земель является одной из ключевых реформ в этом отношении. Однако ее масштабы учитывая, что сельскохозяйственные земли составляют более 70% территории Украины, а также потенциал частного финансирования сельского хозяйства и сельских территорий часто недооцениваются.
Невыносимые расходы на войну и потребность в частном финансировании
Российская война против Украины продолжается уже третий год, нанося огромные потери с точки зрения человеческих жизней, экономической стабильности и региональной безопасности. Около 20 процентов территории Украины было оккупировано. Более 10 миллионов украинцев покинули свои дома, в том числе 6,45 миллиона беженцев, расселившихся по всей Европе (ООН, 2024). Сообщается, что количество военных потерь Украины приближается к 200 000 (The New York Times, 2023) и не менее 10 000 гражданских лиц погибли (ООН, 2023). ВВП Украины упал на 30% в 2022 году, а задокументированный общий ущерб, нанесенный экономике Украины, по состоянию на январь 2024 года составил 155 миллиардов долларов США (KSE, 2024). Аналогично, экономические потери составляют около 500 миллиардов долларов США (на декабрь 2023 года). В то же время, потребности Украины в реконструкции и восстановлении оцениваются примерно в 486 миллиардов долларов США (Всемирный банк, 2024). Эта огромная цифра более чем в 2,5 раза превышает ВВП Украины за 2023 год.
Несмотря на значительную и постоянную международную политическую и финансовую поддержку обороны, восстановления и реконструкции Украины, этого недостаточно (Всемирный банк, 2023). Украине необходимо мобилизовать свои ресурсы и частное финансирование не только для восстановления, но и для долгосрочного развития. Украинское правительство должно использовать ограниченные государственные и донорские ресурсы и провести необходимые реформы, чтобы способствовать привлечению частных инвестиций. Одной из важнейших реформ в этом отношении является продолжающаяся либерализация рынка сельскохозяйственных земель. Масштабы его влияния и способности генерировать частное финансирование для сельского хозяйства и сельских территорий часто недооцениваются.
Рынок сельскохозяйственных земель в Украине и его реформирование
Почти 71 процент территории Украины (или 42,7 млн га с учетом оккупированных территорий) составляют сельскохозяйственные угодья, 33 млн га – пахотные. Это гораздо больше, чем в крупнейших странах ЕС. Украина также имеет треть самых плодородных черноземов мира. Однако этот ресурс в значительной степени не используется для развития сельского хозяйства и общего экономического развития (KSE, 2021). За последние два десятилетия Украина превратилась в растущего мирового поставщика основных продуктов питания (von Cramon-Taubadel and Nivievskyi, 2023), но это произошло преимущественно без полноценного рынка сельскохозяйственных угодий в Украине, способного способствовать еще большей производительности сельского хозяйства и роста.
Рынок продажи земли сельскохозяйственного назначения практически не существовал более трех десятилетий, вместо этого доминировали операции по аренде. Рынок продаж земли сельскохозяйственного назначения заработал только в июле 2021 года, и то в очень ограниченном формате. Приобрести земельные участки сельскохозяйственного назначения могли только физические лица и с ограничением в 100 га на человека. Минимальная цена устанавливалась на уровне нормативной денежной оценки земли, а арендаторы имели преимущественное право покупки, за исключением иностранцев и юридических лиц; земли государственной и коммунальной собственности оставались под запретом продаж в 2001 году. Открытие рынка продаж земли сельскохозяйственного назначения было частью масштабной земельной реформы для поддержания эффективного и прозрачного рынка земли сельскохозяйственного назначения. Это включало законодательный пакет, направленный на предотвращение земельного рейдерства, децентрализацию управления землей, внедрение электронных земельных аукционов, создание инструментов для планирования и использования земли, создание национальной инфраструктуры для геопространственных данных, создание учреждений для поддержки мелких фермеров и расширение возможностей малых фермеров конкурировать за землю ( KSE, 2021).
В общем, существуют два больших преимущества операций продажи и аренды. Во-первых, рынок сельскохозяйственных угодий посредством транзакций отделяет более эффективные фермы от менее эффективных, таким образом увеличивая общую добавленную стоимость сектора. Еще одно важное преимущество, в частности, связанное с рынком сбыта сельскохозяйственных угодий, состоит в том, что функционирующий рынок сбыта сельскохозяйственных угодий делает сельскохозяйственные угодья залогом, который может генерировать производительные инвестиции в повышение производительности сельскохозяйственного и несельскохозяйственного производства (Deininger and Nivievskyi, 2019).
Первые результаты реформы
Почти два из первых двух с половиной лет фазы реформ разворачивались в условиях глубочайшего шока от полномасштабного вторжения России в Украину. После этого почти 20 процентов сельскохозяйственных угодий Украины были оккупированы (Mkrtchian and Mueller, 2024), почти треть сельскохозяйственного сектора была разрушена – общие убытки и убытки аграрного сектора составляют 80 миллиардов долларов США (Нейтер и др., 2024). Как следствие, очень ограничительный формат первой фазы рынка в дополнение к вызовам войны фактически ограничил ожидаемые выгоды от либерализации рынка.
В целом с момента открытия рынка было продано около 1,1% общей площади сельскохозяйственных угодий, или около 1,3% всех контролируемых сельскохозяйственных угодий Украины (что эквивалентно 200 000 сделкам купли-продажи или 444 300 га). В региональном разрезе результаты достаточно разнообразны (см. рис. 2).
Тем не менее, это обнадеживающий результат, поскольку он вполне сопоставим с показателями развитых стран, где в среднем ежегодно происходит около 1% (и до 5%) общей площади сельскохозяйственных земель (Нивьевский и др., 2016). Другим важным результатом есть то, что проданные сельскохозяйственные земли остаются в сельскохозяйственном производстве.
Динамика цен на сельскохозяйственные земли также положительна, особенно на коммерческие земли (см. рис. 3). С момента запуска рынка продаж сельскохозяйственной земли в Украине капитализация выросла на 5,5 млрд долларов США (KSE Agrocenter, 2024).
На самом деле капитализация рынка сельскохозяйственной земли может быть еще больше. Существуют признаки того, что фактическая рыночная цена в среднем должна быть намного выше официально зарегистрированной, поскольку стороны соглашения могут пытаться уклониться от уплаты налогов и сборов (Нивьевский и Нейтер, 2024).
Продолжение либерализации рынка сельскохозяйственных земель и связанные с этим ожидания
С 1 января 2024 года юридические лица получили право на приобретение земли сельскохозяйственного назначения, продажи которой с 2001 года находились под запретом. Кроме того, на этом втором этапе предел накопления сельскохозяйственных угодий на одного бенефициара увеличен до 10 000 га. Другие ограничения остаются, в частности, то, что юридические лица с иностранным бенефициаром по-прежнему не могут покупать землю сельскохозяйственного назначения.
Первые результаты второго этапа преждевременны, и твердых выводов сделать невозможно, но предварительные результаты достаточно обнадеживающими. Новые участники рынка уже увеличили объем сделок и соответствующую цену в среднем на 13 процентов.
Еще одним обнадеживающим результатом является то, что юридические лица способствуют дальнейшей прозрачности рынка. В половине сделок с участием физических лиц цена продажи не превышала минимальную цену более чем на 1,5%, в то время как в половине сделок с юридическими лицами цена превышала минимальную более чем на 44%.
Эти первые результаты дают представление о направлении развития рынка и связанных с ним выгодах. Ожидаемые экономические выгоды от либерализации рынка сельскохозяйственной земли для юридических лиц могут составлять 1-2,7% ВВП в год в течение следующих трех лет. Масштаб зависит от многих факторов, включая доступность финансирования и финансовой поддержки для малых фермеров (KSE Agrocenter, 2023).
Финансирование сельских территорий и сельского хозяйства представляет особый интерес, поскольку земля, как правило, считается высококачественным залогом, который можно использовать для привлечения кредитов и инвестиций. Это особенно важно во время нынешнего военного периода, поскольку сельскохозяйственные производители уже третий год подряд сталкиваются со значительными потерями залога и серьезными финансовыми трудностями. Сейчас, несмотря на свой потенциал, лишь ничтожная доля всех сельскохозяйственных кредитов предоставляется под залог сельскохозяйственных угодий, что значительно ниже мировых стандартов.
По нынешним зарегистрированным ценам на сельскохозяйственные земли, общая рыночная капитализация сельскохозяйственных земель эквивалентна примерно 35,5 млрд. долларов США. Это потенциально может сгенерировать дополнительные 12,4 млрд. долларов США кредитов (при текущем коэффициенте риска низкой ликвидности 0,35), что уже гораздо больше, чем текущий сельскохозяйственный долг, который составляет около 3,5 млрд. долларов США. Ожидается, что добавление юридических лиц в пул покупателей сельскохозяйственной земли (на январь 2024 года) увеличит цены на сельскохозяйственную землю еще на 40 процентов. Таким образом, рынок сельскохозяйственной земли вырастет почти до 50 миллиардов долларов США, а объем финансирования под залог земли может составить 17,5 миллиардов долларов США. Дальнейшая либерализация рынка сельскохозяйственной земли, в частности, повышение его прозрачности, увеличение ликвидности рынка и накопление необходимой рыночной статистики, может позволить Национальному банку Украины пересмотреть коэффициент риска ликвидности для сельскохозяйственной земли — потенциально рассматривая ее как залог, подобный другим видам недвижимости (см. Постановление Национального банка) банка Украины №351 от 30 июня 2016). Коэффициент риска ликвидности на уровне развитых стран (0,6-0,8) мог бы дополнительно увеличить объем потенциального финансирования под залог земли, доступного для сельского хозяйства и сельских территорий/землевладельцев не менее 35 миллиардов долларов США. Это, в свою очередь, позволило бы закрыть текущий дефицит финансирования реконструкции, восстановления и развития сельского хозяйства, что составляет более 20 млрд долларов США. Это также способствовало удовлетворению потребностей Украины в реконструкции и восстановлении на сумму около 500 млрд долларов США.
Дальнейшие значительные шаги в направлении либерализации рынка продаж сельскохозяйственных земель в Украине ожидаются в рамках движения страны к членству в ЕС (Европейская Комиссия, 2024), согласно Главе 4 «Свободное движение капитала». В частности, это касается предоставления иностранцам (гражданам и юридическим лицам ЕС) права покупать украинские сельскохозяйственные земли (Nivievskyi and Neyter, 2024).
Выводы
Полномасштабное вторжение России в Украину нанесло огромные убытки и потери, которые уже превышают в 2,5 раза ВВП Украины за 2023 год. По последним оценкам потребности в реконструкции и восстановлении составляют около 500 миллиардов долларов США. Это непосильное бремя для одной только Украины. Несмотря на значительную и постоянную поддержку международных партнеров и доноров, Украине придется в значительной степени опираться на собственные ресурсы и возможности для привлечения частного финансирования не только для восстановления страны, но и для ее долгосрочного развития. Поэтому с точки зрения украинского правительства важно сосредоточиться на необходимых реформах и оптимизировать политические решения, чтобы эффективно использовать ограниченные государственные и донорские ресурсы, а также способствовать привлечению частных инвестиций и стимулировать их. Продолжение либерализации рынка сельскохозяйственных земель является одной из столь критически важных реформ, что дает надежду на привлечение значительных частных инвестиций в аграрный сектор и сельскую местность.
Размер рынка сельскохозяйственных земель огромный (сельскохозяйственные угодья занимают более 70% территории Украины). Первые два года после открытия рынка земли сельскохозяйственного назначения показали значительный потенциал для привлечения частного финансирования в сельское хозяйство и сельские территории. Результаты регулярного мониторинга рынка и предварительные выводы, о которых говорилось выше, свидетельствуют о том, что дальнейшая либерализация рынка сельскохозяйственных земель и повышение его прозрачности могут обеспечить около 35 млрд долларов США финансирования для сельскохозяйственных производителей и сельских территорий/землевладельцев. Это, в свою очередь, могло бы закрыть текущий дефицит финансирования сельского хозяйства в размере более 20 млрд долларов США, а также частично закрыть дефицит финансирования в размере почти 500 млрд долларов США для общей реконструкции и восстановления Украины. Ожидаемые экономические выгоды от либерализации рынка сельскохозяйственных земель для юридических лиц оцениваются на уровне 1-2,7% ВВП ежегодно в течение следующих трех лет. Дальнейшая либерализация рынка сельскохозяйственной земли и шаг к членству в ЕС будет включать предоставление иностранцам (гражданам и юридическим лицам ЕС) права покупать украинские сельскохозяйственные земли, что, как ожидается, принесет еще большие выгоды. Роман Нейтер, эксперт аграрной и земельной политики, Киевская школа экономики. (УАК)