Еще до введения санкций цены на все основные продукты питания росли с высокой динамикой. Но после февраля 2022 года ценовые показатели на многие товары во всем мире увеличились еще значительнее. По данным ФАО, в марте цены выросли на 20% год к году, с января 2022-го года прибавка составила 4%. Среди причин аналитики называют разрушение логистических цепочек, увеличение затрат на логистику и рост цен на важные составляющие производства. В частности, выросли цены на зерно и пшеницу, которые входят в состав кормов для животных, а также на удобрения.
Индекс продовольственных цен Всемирной продовольственной организации (ФАО) в марте достиг 169,3 пункта. Он вырос на 12,6% с февраля и побил рекорд с момента его создания в 1990 году. К такой ситуации привел рост цен, прежде всего, на пшеницу и фуражное зерно, сообщает ФАО.
Индекс отражает помесячные изменения цен на пять видов продовольствия – мясо, молочные продукты, зерновые, растительные масла, а также сахар. Помимо цен на конечные продукты, рост показателей зерна и энергоносителей привел к увеличению стоимости кормов для сельскохозяйственных животных.
«Мир уже обеспокоен тем, каковы будут перспективы кормов в 2022 году. Мы знаем, что в Северной Америке очень сухая погода. Китай сообщает, что у них тоже есть некоторые опасения по поводу условий сева. Цены на корма уже начали расти. Очевидно, что начало конфликта подтолкнуло спекулятивные цены к росту, и теперь мы действительно обеспокоены поставками на мировой рынок», – говорит Руперт Клаксон, директор по животноводческому сектору в аналитической компании Gira.
Россия и Украина составляют 20% и 10% соответственно от мировых поставок зерна. Большая часть поставок шла на Ближний Восток, а также в регион Северной Африки. Только Ливия и Тунис закупали больше половины всей импортируемой пшеницы в Украине. Вместе две страны составляли 12% «мировых калорий», оценили в ФАО. Именно поэтому аналитику считают нынешнюю ситуацию прямой угрозой мировой продовольственной безопасности.
В сезоне 2021-2022 Украина экспортировала 46,5 млн тонн зерновых, что на 6 млн тонн больше, чем годом ранее. Но в марте экспорт снизился на 60%, в апреле – на 50%, передает Министерство аграрной политики. До начала военной операции Украина поставляла каждый месяц на экспорт 6 млн тонн зерна, после — только 1 млн тонн. Директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов считает снижение экспорта из Украины главным драйвером роста цен на продовольствия в нынешнем году. Россия в новом сезоне 2022-2023 сможет экспортировать около 41 млн тонн пшеницы, что составляет 20% от мирового предложения, говорит эксперт. Вывести новый урожай из Украины представляется трудной задачей.
«Если порты так и не заработают, Украина столкнется с беспрецедентным затовариванием рынка», – сообщает Андрей Сизов.
С февраля по март цены на пшеницу на Чикагской бирже выросли на 50% до $13 за бушель. Как пишут профессоры Вирсинг и Массоу из Университета Гвельфа, рост цен на пшеницу непременно приведет к росту цен на конечные продукты питания, однако процент роста будет зависеть от ряда экономических факторов. «Влияние будет зависеть от доли фермеров в продуктах питания, а также от уровня трат населения на продукты питания в общем показателе личных доходов», – отмечают эксперты.
Так, например, в США, по данным USDA, на продукты тратят до 7% в общем объеме доходов семьи, это один из наименьших показателей. Больше всего на еду тратят жители Азербайджана, Казахстана, Филиппин, здесь доля доходит до 40% и больше. Как объяснили профессоры, в первом случае повышение цен на продукты может пройти относительно безболезненно, хотя и уменьшит долю свободных денег у населения. Во втором случае повышение вызовет более тяжкие последствия. Так, Ливии и Тунису придется закупать зерно по более высокой цене, что, соответственно, приведет к росту цен на основные товарные категории, например, хлеб. У населения будет меньше денег для важнейших товаров в продуктовой корзине, что может создавать угрозу продовольственной безопасности в этих странах, считают аналитики.
Помимо зерна, выросли цены на удобрения. Фермеры применяют три вида удобрений для обеспечения роста сельхозкультур: азотные, фосфорные и калийные. Производство всех трех географически сконцентрировано. Россия и Беларусь являются ключевым регионом добычи и производства калия. Кроме этого, Россия всегда была ключевым поставщиком основного сырья для азотных удобрений – природного газа.
Цены на удобрения начали расти еще до начала конфликта. Сокращение поставок газа из России осенью 2021 году привело к трехкратному увеличению цены, сообщает Rabobank. За 12 месяцев цены на мочевину, ключевое азотное удобрение, а также калийные удобрения выросли в два с половиной раза. Фосфорные удобрения пострадали в меньшей степени.
Как сообщает ФАО, даже если производители смогли обеспечить себя удобрениями про запас, они могут столкнуться с их нехваткой уже через несколько месяцев из-за высокого спроса и ограниченного предложения.
Дополнительное давление на цены также обусловлено перебоями с поставками и высокими транспортными расходами в связи с резким повышением тарифов на перевозку насыпных и контейнерных грузов, вызванных пандемией COVID-19, отмечают в ФАО. Кроме того, Россия ввела ограничение на вывоз некоторых удобрений.
«Удобрения станут более дорогими, непомерно дорогими для некоторых фермеров, а в некоторых случаях они будут недоступны. Если это приведет к сокращению использования удобрений и снижению урожайности, это усугубит риск продовольственной безопасности», – пишет в своей статье профессор Университета Вирджинии Кристофер А. Риппл. Прежде всего, это может коснуться стран с развивающейся экономикой, в частности, стран Африки, которые могут сократить производство продовольствия и не смогут просубсидировать покупку удобрений фермерами.
При этом, по оценке Rabobank, рост цен на удобрения и их нехватка напрямую не влияют на рост цен на конечную продовольственную продукцию. «На самом деле, высокие цены на удобрения во многом будут стимулировать производителей удобрений к увеличению объемов производства. А мировые торговцы удобрениями будут корректировать и перестраивать торговые потоки, чтобы удовлетворить возросшее предложение в наиболее критические для спроса регионы», – отмечают аналитики. Сокращения предложения на рынке, как считают в Rabobank, в первую очередь почувствуют в Индии и странах Латинской Америки.
«Индия в значительной степени зависит от импорта всех трех видов удобрений. В прошлом месяце страна получила объемы калийных удобрений по контракту с канадским поставщиком (крупнейшим конкурентом Беларуси и России). За последние три месяца Индия также получила значительные объемы азота через тендеры. Таким образом, насущные потребности Индии были удовлетворены, но, скорее всего, в ближайшие месяцы ей снова придется принимать меры», – пишут аналитики. Что касается Латинской Америки, то наиболее применяемым удобрением для пшеницы и кукурузы в регионе является азот. При этом, как заключают эксперты, мировое предложение азотных удобрений более фрагментировано и, следовательно, более гибкое, что облегчит поиск решения в ближайшие шесть месяцев.
ЕС в значительной степени полагается в севе на кальциево-аммиачную селитру. Как отмечают в Rabobank, на долю России и Украины приходится почти 50% мирового экспорта вещества. При этом внутреннее производство селитры зависит от природного газа, который в основной массе поступал из России. Для России, в первую очередь, ситуация приведет к снижению экспорта. «Влияют ли санкции на будущий российский урожай? Естественно, влияют. Сокращение поставок семян, запчастей для импортной сельхозтехники скажется на масштабах нашего урожая. Себя-то мы точно обеспечим, но вот на экспорт, вполне возможно, поставим меньше, чем предполагалось», – сказал президент Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов. По мнению экспертов, о перспективах влияния санкций на цены пока говорить сложно. «В глобальном масштабе конфликт может оказать дополнительное давление на международные цены на продовольственные товары в ущерб странам с низким уровнем дохода, испытывающим дефицит продовольствия», – говорится в прогнозе ФАО.
Для предотвращения возможного усугубления кризиса ФАО рекомендует сохранять рынок торговли удобрениями максимально открытым, чтобы ведущие производители могли удовлетворять потребности как внутреннего, так и внешнего рынков. Также следует искать новых поставщиков, особенно для тех стран, которые в большей мере зависят от импорта из конфликтующих стран.
Кроме того, ФАО подчеркивает важность поддержки уязвимых групп населения, которые рискуют пострадать от ситуации в большей степени. Помимо этого, организация настаивает на внимательном отношении к мерам, которые принимают страны на уровне государства. Специалисты рекомендуют избегать ситуативных мер, таких как импортные пошлины и экспортные ограничения, и сохранять рынок максимально прозрачным и открытым. (DairyNews.today/Пищепром Украины)