Представители молокоперерабатывающих предприятий Восточного Казахстана, владельцы продуктовых магазинов и сотрудники Управления сельского хозяйства ВКО собрались на площадке Региональной Палаты предпринимателей для обсуждения пилотного проекта по внедрению системы маркировки и прослеживаемости молочной продукции. Предприниматели выступают категорически против данного проекта, который повысит стоимость продукции для конечного потребителя в полтора раза, сообщает Учет.kz со ссылкой на НПП “Атамекен”.
Программа внедрения оборудования по маркировке товаров инициирована ЕАЭС и уже действует в России и Белоруссии, а в настоящее время пилотный проект тестируется в Казахстане. Цель введения маркировки – отслеживание исходных данных о товаре: когда, где, кем и из чего он был произведен. По всей стране выбрано 7 предприятий для участия в пилоте, в том числе восточно-казахстанское ТОО «Эмиль».
19 августа оператор проекта АО «Казахтелеком» пригласил представителей Палаты предпринимателей ВКО на производство ТОО «Эмиль», где проводился испытательный запуск оборудования, осуществляющего маркировку на линиях розлива молока и кефира.
«Ознакомившись с процессом, мы пришли к единому мнению, что в существующем виде он будет серьезно тормозить производство. Мы посмотрели, как осуществляется розлив и как отображаются QR-коды. Оказалось, что QR-коды расположены в разных местах на упаковках, а иногда и по два кода на одной упаковке, кроме того в процессе срезки они зачастую обрезаются. Были и другие существенные замечания к процессу, и в целом мы сочли результат неудовлетворительным, то есть их система не сработала», – прокомментировал испытательный запуск оборудования директор Палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев.
Итогом пробного запуска стало решение о том, что ТОО «Эмиль» проведет полную калькуляцию – посчитает все затраты, которые необходимо будет нести в связи с внедрением линии маркировки, и как они скажутся на конечной стоимости продукции для потребителей.
27 августа в Палате предпринимателей ВКО директор ТОО «Эмиль» Анна Аберле представила реализаторам молочной продукции и представителям ТОО «Восток-Молоко» произведенные расчеты, из которых вытекает, что уже только на выходе маркированной продукции с предприятия ее стоимость вырастет на 29%, с учетом необходимости приобретения оборудования и программного обеспечения, непосредственно самой маркировки, оплаты труда дополнительных штатных единиц и оплаты оператору АО «Казахтелеком» 3,5 тенге за каждый промаркированный экземпляр продукции.
«Вот с этим результатом пилотного проекта дальше мы с Палатой предпринимателей ВКО, Молочным союзом Казахстана, Ассоциацией предпринимателей пойдем уже в Министерство сельского хозяйства доказывать, чего они хотят, за какие деньги и для чего это нужно. То есть если государство все-таки не откажется от внедрения этой системы, то мы должны рекомендовать, чтобы электронную систему счетов-фактур, виртуального склада и СНТ скоординировали вот с этой системой маркировки. Либо пусть предоставляют финансовые средства всем для внедрения системы. Моя конкретно задача была – показать, с какой стоимостью в итоге мы получим продукцию, внедряя этот проект», – пояснила Анна Эрвиновна.
Свои расчеты предпринимательница предложила дополнить расходами конечных реализаторов продукции, которые они вынуждены будут понести в случае введения маркировки. А это оплата труда бухгалтера и дополнительной штатной единицы, которая будет отвечать за прием маркированной продукции, замена кассовых аппаратов на систему автоматизации процесса стоимостью порядка 1 млн тенге. Итого – 40-50% дополнительной накрутки ляжет в стоимость продукции, посчитали участники встречи. Для примера: литр молока, который сегодня стоит 420 тенге, будет обходиться покупателям в 600 тенге.
«Мы с января 2021 года добиваемся уже 8 месяцев отмены маркировки сигарет в розницу. Теперь пошла маркировка молочной продукции. Мы все расходы по рознице давно просчитали и на данный момент прекрасно понимаем: маркировка нам в Республике не нужна! Мы стремимся сделать так, чтобы маркировку замкнули на оптовиках или на производителях, иначе это отчетность очень большая для нас будет и колоссальные затраты! А они (инициаторы и оператор проекта. – Прим. авт.) теперь будут наседать на производственников постоянно, будут привозить новое оборудование и внедрять это всё, пока не добьются своего», – выразил мнение розничных реализаторов продукции индивидуальный предприниматель Владимир Бердник.
Еще больше ситуация обострится в 2023 году, когда закончатся налоговые каникулы для бизнеса и накрутка на реализуемые товары достигнет 30%. Сейчас в продуктовых магазинах держат надбавку на молочную продукцию до 20%, но уже спустя чуть больше года это станет невозможным, ведь никто не будет работать себе в убыток.
Чтобы воспрепятствовать спрогнозированным событиям, бизнес-сообщество считает необходимым создать рабочую группу и участвовать в процессе на всех его этапах – в частности когда оператор проекта привезет в ТОО «Эмиль» обновленное оборудование и начнет проводить следующие испытания. Кроме того необходимо уже сегодня направить произведенные расчеты в Министерство торговли, Министерство сельского хозяйства, центральный аппарат НПП «Атамекен», АО «Казахтелеком», с тем чтобы показать нагрузку на бизнес и конечного потребителя молочных продуктов. Этим займутся представители Палаты предпринимателей ВКО.
«Мы требуем, чтобы нам не навязывали то, что нам не выгодно! И надеемся, что ТОО «Эмиль» будет стоять в этом вопросе до конца», – резюмировал Владимир Бердник и внес предложение каждый шаг и любые дальнейшие расчеты фиксировать в виде протоколов, чтобы оперировать конкретными задокументированными фактами перед инициаторами проекта. (DairyNews.ru/Пищепром Украины)