На сегодняшний день цены на картофель в Украине остаются самыми высокими не только в Европе, но и во всей Евразии. Оптовая цена на картофель в данный момент колеблется от 7 до 10 грн/кг (28-40 центов США за кг). Причём сделки совершаются преимущественно по 8-9 грн/кг, а в конце недели даже по 8 грн/кг (32 цента США) многие производители отказывались продавать картофель. Об этом пишет propozitsiya.com со ссылкой на EastFruit.
Казалось бы цены должны снижаться – ведь недавно началась уборка поздних сортов картофеля в профессиональных хозяйствах, выращивающих от 10 до 500 и более гектаров картофеля, и хозяйства населения уборку завершили, а значит предложение продукции на рынке в настоящее время близко к максимальному. Однако цены не только не снижаются, но на прошлой неделе даже имели тенденцию к росту, а на этой неделе удерживались на высоком уровне.
Для сравнения, в России в данный момент можно купить картофель в 2,5 раза дешевле, чем в Украине, а в Беларуси – в два раза дешевле. Поэтому не удивительно, что столь существенная разница в ценах провоцирует импорт. И он, по нашим данным, продолжает увеличиваться ежедневно, ведь заработок для трейдера получается очень неплохим.
Даже в Молдове, по данным ценового мониторинга EastFruit, цены на картофель сейчас ниже, чем в Украине. А ведь именно Молдова весь прошлый сезон была главным рынком сбыта для украинской продукции. Однако сейчас Украину на этом рынке заменят Россия и Беларусь, где цены существенно ниже. Кроме этого, это позволит обеспечить обратную загрузку транспорта, поставляющего молдавское яблоко в Россию и Беларусь.
Кажется вполне логичным, что высокая цена на картофель должна была бы отпугнуть покупателя, и спрос на картофель должен снизиться, однако всё получается с точностью до наоборот.
«Украинские потребители ещё помнят дефициты советских времён. Ещё более свежим является воспоминание невероятно высоких цен на лук весной этого года. Поэтому они реагируют на высокие цены нестандартно – бегут на рынок и стараются купить больше продукции, чем обычно, что провоцирует дальнейший рост цен», – объясняет Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
«Следует отметить, что ситуация, когда психология масс влияет на цены, не является уникальной – подобные случаи за последние 15 лет случались регулярно по самым разным товарам – и по пшеницы и по гречке и по товарам овощной группы. Наиболее показательным является пример рынка зерна в сезоне 2001/02 годов, когда по обвинению в «содействии экспорту зерна» несколько месяцев провёл в КПЗ тогдашний Вице-премьер по аграрным вопросам Леонид Козаченко. Тогда, именно действия президента Кучмы и Генпрокуратуры, которые вдруг обнаружили большие чем обычно объёмы экспорта зерна из страны, привели к панике на рынке. Люди, которые обычно используют дома не более 5 кг муки за зиму, сразу стали закупать её мешками, а заодно и все зернопродукты, такие как крупы и макаронные изделия. В результате, цены и правда взлетели до небес, мукомольные предприятия работали круглосуточно и не могли удовлетворить спрос, экспорт остановился, а со временем начался даже импорт зерна, а внутреннее потребления зерна и продуктов его переработки побило все рекорды за один сезон и является рекордным до сегодняшнего дня.
Но что случилось с мешками муки и макарон, которые люди закупили и разместили в кладовках и на балконах? Почти всё это со временем перекочевало в мусорные баки или, в лучшем случае, было скормлено домашним животным. Потребители заплатили огромную цену, а эти деньги ушли производителям зерна. Козаченко, кстати, совершенно справедливо тогда оправдали, но вот прогноз высокой цены сбылся, потому что импортировать зерно дёшево, по причине вмешательства государства в процесс, тоже тогда не получилось, а своего, на фоне столь нерационального потребления, и правда не хватило», – рассказывает Андрей Ярмак.
«Цены на картофель к середине сентября не всегда находятся на минимальном уровне за сезон. Очень часто они продолжают снижаться до конца октября, пока производители распродают продукцию, которая не подлежит длительному хранению и активен процесс бартерного обмена картофеля у населения северных областей страны на другие товары», – отмечает Катерина Зверева, директор по развитию Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА).
По информации EastFruit, урожай картофеля в северных регионах страны в 2019 году был даже хуже, чем не очень хороший урожай годом ранее. Однако площади под ним были незначительно расширены, что, по сути, обеспечило сопоставимый объём производства. При этом продают хозяйства населения свой картофель в этом году очень неохотно – они тоже помнят, что в прошлом сезоне закупочные цены на картофель в апреле выросли почти в два раза по сравнению с сентябрём и ожидают, что этот сценарий повторится опять. В этих условиях, уже традиционно, активизировались перекупщики – они стараются скупить картофель у населения и заложить его на хранение в надежде продать дороже в зимний период.
«Если мы проанализируем историю цен на картофель за последние 10 сезонов, сравнивая оптовую цену в середине апреля с ценой в середине сентября, то увидим интересную картину. В пяти случаях цена на картофель в апреле была абсолютно идентичной цене на картофель в середине сентября. Ещё в одном случае, оптовые цены на картофель в апреле были на 5,5% ниже, чем в сентябре, а в одном случае – цена выросла всего на 6% в апреле по отношению к сентябрю. То есть в абсолютном большинстве случаев (в 70%) те, кто предпочел хранение картофеля его продаже в сентябре, несли убытки, так как потери в процессе хранения совершенно неизбежны. Кроме того, необходимо нести затраты на уход за хранилищами, их аренду (или же амортизацию), да и деньги, которые необходимы для закупки картофеля (или неполученные вследствие его не реализации) имеют свою, очень немалую в Украине стоимость», – говорит Александр Хорев, руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты».
«Именно в прошлом сезоне (2018/19 годов) и получился самый большой ценовой прирост – картофель подорожал в среднем к 86% в середине апреля по сравнению с серединой сентября. Также в сезоне 2014/15 отмечался рост на 54%, однако это был период огромной политической и макроэкономической нестабильности, и его брать в расчёт, наверное неверно. И ещё один раз рост цен составил 35%, что не позволяет говорить о возможности высокого заработка на перепродаже картофеля. А значит, чёткая выгода от продажи картофеля после хранения была всего один раз за последние десть лет, поэтому, на наш взгляд, системный подход к маркетингу, когда производитель планомерно продаёт картофель в течение всего сезона, является наиболее оптимальным подходом к продажам», – отмечает Александр Хорев.
Аналитики УПОА отмечают, что столь высокой цены на картофель в сентябре, выраженной в гривне, как та, которая установилась на рынке сейчас, не было ещё никогда в истории. «В середине сентября 2010 года цены на картофель достигли 4 грн/кг. Это по курсу гривни к доллару тогда было больше 50 центов США за кг, то есть в долларах цена была выше, чем сейчас. Однако цена несколько снизилась во второй половине сентября и в октябре и снова начала расти лишь в январе следующего года, а прирост цены в апреле к сентябрю составил всего 35%», – отмечает Катерина Зверева из УПОА.
Может ли цена на картофель в Украине вырасти в ближайшие недели и быть выше весной, чем сейчас? Ответ на этот вопрос следует искать в истории. Да, по оценкам «АПК-Информ: овощи и фрукты», общее производство картофеля в 2019 году вырастет по сравнению с 2018 годом за счёт лучшей урожайности в профессиональных хозяйствах и расширения площадей. Однако главный вопрос состоит в том, сколько излишне закупленного картофеля сгниёт в хранилищах жителей городов, ведь они сейчас закупают продукцию впрок, не имея необходимых для хранения картофеля условий.
«Буквально на днях я был свидетелем общения на одном из форумов между человеком, который хотел за 8 грн/кг сразу купить 1 тонну картофеля для обеспечения потребления своей семьи на весь сезон в Черниговской области. Ему предложили продукцию не дешевле 10 грн/кг и сказали, что весной цены будут 20-25 грн/кг. Причём абсолютное большинство участников дискуссии свято верило в такой сценарий развития событий, и лишь один человек отметил, что просто завезут более дешёвый картофель из Беларуси», – рассказывает Андрей Ярмак.
Учитывая все факторы, аналитики EastFruit ожидают, что ажиотаж на рынке картофеля будет продолжать раскручиваться средствами массовой информации, что может привести к сохранению высоких цен. Это будет играть на руку тем фермерам, которые «под шумок» получат хорошую цену за свою продукцию, которая не подлежит длительному хранению. Неопытные потребители, закупив такой картофель, скорее всего выбросят не менее половины такой продукции уже через несколько недель.
Подобная ситуация также будет играть на руку импортёрам, которые продолжат завозить картофель из Беларуси и России (через Беларусь). При этом импорт на цену существенно влиять не будет – он просто будет её сдерживать. Тем не менее, незначительное снижение цен в ближайшие недели всё-таки возможно.
А вот удастся ли больше заработать на картофеле весной – это большой вопрос. Вероятность получения 20-25 грн/кг картофеля в опте весной выглядит на данный момент малоправдоподобной, особенно на фоне дальнейшего укрепления украинской валюты, делающей импорт ещё более доступным. Тем более нужно учесть, что перспективы снижения цены на картофель в России, Беларуси и Польше пока ещё не исчерпаны – там уборка во многих регионах только начинается. ЕС также ожидает получения более высокого урожая картофеля, а значит импортировать продукцию они в больших объёмах не будут.
Очень жаль, что в условиях высоких внутренних цен будут остановлены экспортные проекты украинских картофелеводов, ведь в этом удалось достичь немалых успехов в прошлом сезоне. Тем не менее, будем надеяться, что хорошие доходы этого года позволят фермерам инвестировать средства в повышение уровня технологий выращивания, доработки, сортировки, хранения и маркетинга картофеля. Что поможет им более успешно выходить на новые рынки уже в сезоне 2020/21 годов. (Пропозиция/Пищепром Украины)