Двусторонние торговые соглашения и преференции
С 1 июля 2016 г. полностью вступили в силу Соглашения об ассоциации между ЕС и Грузией, а также между ЕС и Республикой Молдова, включающие в себя Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Более того, 27 июня 2016 г. Грузия подписала Соглашение о свободной торговле с Европейской ассоциацией свободной торговли, в состав которой входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария – страны, не являющиеся членами ЕС. Данное Соглашение предполагает введение нулевых тарифных ставок на ряд сельскохозяйственных товаров.
Компания Pro-Consulting за 14 лет провела и опубликовала около полутора тысяч исследований различных рынков (https://pro-consulting.ua/services/analiticheskoe-issledovanie-rynka). В частности, по продуктам питания сейчас доступны свежие «Анализ рынка замороженных хлебобулочных и кондитерских полуфабрикатов”, “Анализ рынка молочной продукции в Украине», «Анализ рынка кондитерских изделий в Украине”, “Анализ рынка ХБИ в Украине” и многие другие. Вы можете заказать исследование интересующего вас рынка.
Зона свободной торговли между ЕС и Украиной заработала в двустороннем режиме с 1 января 2016 г. До этого, с 23 апреля 2014 г. по 31 декабря 2015 г., ЕС предоставлял Украине односторонние торговые преференции. Украина также заключила Соглашение о свободной торговле с Канадой (подписано 11 июля 2016 г.), которое предполагает устранение значительной части тарифных барьеров на ряд агропродовольственных товаров. Ожидается, что Соглашение вступит в силу после его ратификации парламентами обеих стран. С 27 января 2016 г. для Кыргызстана вступил в силу льготный режим торговли с Европейским союзом – GSP+, позволяющий экспортировать в страны ЕС ряд агропродовольственных товаров с нулевой или сниженной тарифной ставкой. Данный режим ЕС в 2015-2016 гг. продолжал действовать и по отношению к Армении.
Внутренняя поддержка сельскохозяйственных производителей: основные тенденции в 2015 г.
В большинстве стран региона доля поддержки сельского хозяйства в государственном бюджете в 2015 г. оставалась относительно стабильной. Исключение составили Армения, Украина и Республика Молдова. В Украине доля поддержки сельского хозяйства снизилась с 1,4% расходной части государственного бюджета страны в 2014 г. до 0,4% в 2015 г., а в Молдове – с 1,9% в 2014 г. до 1,2% в 2015 г. С другой стороны, в Армении доля поддержки сельского хозяйства в государственном бюджете страны выросла на 0,7 процентных пункта – до 2,4% в 2015 г.
Беларусь остается страной с самым высоким процентом бюджетных выплат на сельское хозяйство в расходной части государственного бюджета. В 2015 г. он составил 7,6%, в 2014 г. – 7,9%. Если же сравнивать абсолютную величину государственной поддержки сектора, то здесь лидирует Российская Федерация – в 2015 г. соответствующие выплаты составили $3,7 млрд.
В то же время более детальный анализ бюджетных выплат указывает на разноплановую динамику внутренней поддержки сельского хозяйства в регионе. В частности, в большинстве стран в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличились объемы государственного финансирования сельского хозяйства в национальной валюте. Однако в связи с девальвацией национальных валют практически во всех странах, кроме Армении и Таджикистана, в 2015 г. происходило снижение абсолютных объемов государственной поддержки сельского хозяйства в долларовом эквиваленте. (ФАО/Пищепром Украины и мира)
(Продолжение следует)