В рамках объявленного Президентом Республики Узбекистан «Года активных инвестиций и социального развития» запущена третья производственная линия на табачной фабрике Tashkent Tobacco и японского производителя JTI.
На новой линии будут производиться табачные изделия всемирно известных брендов, в том числе по сверхсовременной капсульной технологии. Доля этой категории на рынке Узбекистана за текущий год уже достигла 15 % и продолжает активно расти.
Совместное производство было запущено в 2015 году и, только за последний год завод выплатил в бюджет налогов и платежей в сумме эквивалентной примерно 9,512 млн. долл. США . При этом было создано более 100 рабочих мест на фабрике и свыше 200 рабочих мест в дистрибьюции в различных регионах республики.
По словам соучредителя предприятия Али Гаджиева,: «Появление в Узбекистане новых совместных производств – закономерное следствие курса на интеграцию в мировую экономику и создание благоприятной инвестиционной среды со стороны руководства страны. В этой связи наш проект служит хорошим примером, привлекшим, на сегодняшний день, общий объем инвестиций в размере около 80 млн. долларов США.
Это существенно расширило ассортимент для потребителей на внутреннем рынке, закономерно приводит к снижению контрабанды и увеличению налоговых поступлений в бюджет».
Однако, большее внимание привлекло выступление генерального директора JTI в Казахстане и ЦА Евгения Никольского, где он озвучил данные, проведенные маркетинговыми агентствами Узбекистана.
Исследования касались состояния табачного рынка Узбекистана в целом и показали, что доля курящего населения к 2019 году выросла и составила 2,4 млн человек против 2,38 млн в 2018. В 2016 году эта цифра была чуть меньше и составляла 2,21млн человек.
В то же время, меры, проводимые государством по борьбе с курением, дают определенные результаты. Так объем рынка уменьшился с 10,46 млрд сигарет в 2016 году до 10,04 млрд штук в 2019.
Уменьшилось и среднее потребление сигарет одним курильщиком с 11,2 штук в 2016 до 10, 4 штук в 2019 году. Однако доля курильщиков населения республики в возрасте 22 года и старше выросла с 11,5% в 2016 году до 12,3% в 2019 году.
Портрет среднестатистического курильщика по состоянию на 2019 год представляет следующую картину.
6% -это молодые люди в возрасте 22-24 года, наиболее многочисленная группа курильщиков в возрасте 25-34 года – 30%. Далее, чем старше возрастная категория, тем меньше и доля, так в категории 35-44 года их составляет 23%, 45-54 – 22%. Среди предпенсионного и пенсионного возраста доля курящих резко снижается, 55-65 лет – 14%, а 65+ – всего 5%.
Среди общего числа курильщиков основную массу составляют мужчины – 90%. Из всего числа курящих 73% это люди имеющие определенный доход, то есть трудоустроенные. 68% курящих это жители городов и населенных пунктов городского типа. 70% имеют стаж курения более 5-ти лет.
Средняя цена пачки сигарет, представленных на рынке Узбекистана – 8313 сумов. В ценовых сегментах происходит снижение доли низкоценовых сигарет (менее 7500сумов) с 51,5% в 2017 до прогнозируемых 49,8% в 2019 году.
То же самое наблюдается и премиальном классе (цена свыше 11 000сум) – с 4,5% до прогнозируемых 1,9%.
А вот доля среднеценового (7500-11000сум) сегмента заметно увеличивается – с 44% до прогнозируемых 48,3%.
С целью привлечения большего числа потребителей табачные компании всего мира придумывают новые форматы своей продукции. Традиционные форматы уступают свои позиции, их доля уменьшилась с 32,5% в 2017 году до 24,1% в 2018. Специалисты прогнозируют их дальнейшее уменьшение до 21,2% в 2019 году.
Вошедшие было в моду супертонкие сигареты начали уступать позиции супертонким компактным. Так доля супертонких с 15,8% в 2017 году снизилась до 11,7% в 2018. Прогнозируется их дальнейшее снижение до 10% в 2019 году.
Супертонкие компактные же наоборот показывают рост. Их доля постепенно увеличивается, с 42,2% в 2017 году до 45,2% в 2018, при прогнозном росте до 48,6% в 2019 году.
В последние годы потребитель стал отдавать предпочтение компактным сигаретам, чья доля стала резко возрастать с 8,4% в 2017 году до 18,2% в 2018.
Новые технологии капсюльного формата, разработанные на Западе и направленные на удержание потребителя, дошли и до нашего региона. Их потребление возросло с 0,4% в 2017 году до 8,9% в 2018. Прогнозируя на 2019 год, эксперты предсказывают рост до 11,6%.
Анализируя исследования можно сделать вывод, что проводимая борьба с курением приводит к скромным результатам, и как видится, наилучший метод – это все-таки просветительско-профилактическая работа, которую надо вести среди населения, начиная со школы. (nuz.uz/Пищепром Украины)