Украина с 2014 года гармонизирует свое законодательство в области пищевой промышленности в соответствии с европейским, избавляясь рудиментарных норм, не соответствующих современным стандартам производства. И одной из принципиально важных условий Соглашения об ассоциации с ЕС было внесение изменений в законы в сфере контроля качества и безопасности продуктов питания и кормов. EtCetera выяснял, какими темпами происходят изменения в этой области и готовы ли производители трансформировать свою работу, чтобы соответствовать новым требованиям.

Шаг первый. В 2016 году вступил в силу раздел VII Закона Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» — Общие гигиенические требования по обращению с пищевыми продуктами. Он требует внедрения системы управления безопасностью пищевых продуктов на основе принципов НАССР. То есть определяются критические контрольные точки (слабые места) в цепочке «производитель-потребитель», подлежащих обязательным проверкам (причем как со стороны Госпродпотребслужбы, так и со стороны самих игроков рынка). На разных этапах этой цепочки ответственность за качество продукции несут различные субъекты, ведь производитель может выдать качественный товар, а он испортится при ненадлежащей транспортировке или несоблюдении правил хранения.

Когда все этапы имплементации этой группы норм будут пройдены, у некачественного или испорченного товара почти не будет шансов оказаться в корзине покупателя. Именно так система действует в Европе и многих других странах мира. И хотя на внедрение их в Украине нужно время и немалые ресурсы, эффект будет подобен пищевой революции.

Один из важнейших шагов в реформировании систем контроля в области стало принятие Закона «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровья и благополучия животных». В апреле 2018 года документ вступил в силу и внес следующие новации в сферу производства и реализации продуктов питания:

— восстановлено проверки и внедрено механизм проверок товаропроизводителей без предупреждений;

— введен механизм контроля со стороны общественности;

— увеличены штрафы за нарушение;

— уменьшено количество административных процедур для бизнеса.

По словам министра аграрной политики и продовольствия Украины Тараса Кутового, благодаря новому закону «производителям украинской продукции будет намного проще выйти на новые европейские рынки, а украинцы получат возможность покупать продукты питания с высоким уровнем безопасности».

В декабре 2018 года Верховная Рада приняла еще один важный закон – «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов». Он предусматривает более жесткие правила маркировки пищевых продуктов, касающиеся не только производителей, но и распространителей товара.

Закон регулирует размер шрифта текста на упаковке, место размещения информации о пищевом продукте, выбор названия в соответствии с действующими требованиями (например, не «сметана», а «сметанный продукт»), перечень ингредиентов (он должен быть полным, с указанием их количественного содержания) с отдельно выделенными в нем аллергенами и др. Если речь идет о замороженных продуктах, которые размораживались на пути к потребителю, то покупатель должен получить информацию и об этом.

Маркировочные нормы должны уменьшить «процент обмана» в отрасли и предложить потребителю полную, честную и удобно оформленную информацию о продукте. Кстати, то же самое касается рекламы продуктов питания – в ней также не должно бать заблуждения, замалчивания важной информации или «мелкого шрифта».

К этому шагу можно отнести еще один закон, который приняли в 2018 году – закон об органической продукции.

Еще один закон о маркировке ( «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировке органической продукции») был принят в 2018 году, но вступит в силу летом 2019-го. Он, наконец, освободит рынок от необоснованного использования упоминания об «органике». Обозначать продукт как «органический» смогут только те производители, которые получат соответствующий сертификат. При этом документ будет касаться не конечного продукта, а всего процесса производства.

В конце 2019 года вступит в силу принятый два года назад Закон «О безопасности и гигиене кормов». Это, считают эксперты, важнейший нормативный акт. Дело в том, что именно качество кормов во многом влияет на качество продуктов животного происхождения: мяса и мясных изделий, яиц, молочных и кисломолочных продуктов.

Однако до сих пор остаются нерешенными важные вопросы по упаковке продуктов питания. В Украине одно из главных требований к ней – безопасность для самого продукта, то есть тара не должна влиять на качество ее содержимого. Но ЕС уже давно идет по пути «экологизации» этой отрасли производства – отказ от пластика и полиэтилена и включение в цикл производства и реализации продуктов механизмов возврата и переработки тары.

Экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН Андрей Ярмакотмечает, что на самом деле для успешного экспорта украинской продукции за границу не нужно ждать, пока в Украине заработают те или иные европейские механизмы и нормы. Для этого конкретные предприятия должны соответствовать требованиям страны-получателя, то есть сами должны проявить инициативу и внедрить необходимые изменения. И таких примеров в Украине достаточно много. Другое дело – животноводческая продукция. Здесь почти каждая страна дополнительно оценивает внутреннюю систему безопасности производства потенциального поставщика и решает, открывать или не открывать свой рынок для новичка. Поэтому эта отрасль больше всего нуждается в законодательных реформах.

Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН:

В целом на данный момент у нас нет существенных проблем с тем, чтобы соответствовать требованиям безопасности любой страны мира. Ну, может с Японией есть нюансы, но и их можно решить. Кто хочет экспортировать – экспортирует. Есть исключения, но там, на мой взгляд, проблема в том, что отрасль кильки говорит, что готова экспортировать, а сама не имеет и пяти предприятий, которые понимают, что такое «качественный продукт».

По словам эксперта, не единственным сдерживающим фактором для внедрения изменений является риск повышения цены на готовый продукт. Производитель не заинтересован в этом, потому что потеряет потребителя, а тот, в свою очередь, преимущественно на словах хочет безопасный и качественный продукт, а на деле голосует кошельком. В остальном гармонизация украинского законодательства в соответствии с европейским имеет сплошные плюсы: производитель снижает риски для своей репутации и повышает эффективность бизнес-процессов, а покупатель получает гарантированно безопасный продукт.

За красивым фасадом. Несмотря на то, что уже год в Украине работает новая система контроля качества и безопасности пищевых продуктов, предыдущие 4 года моратория на проверки дались украинскому потребителю трудно – он получил тонны фальсификата, который «на глаз» и «на язык» неотличим от качественного товара. Молочные продукты, колбасные изделия и полуфабрикаты подделывают чаще всего. Председатель правления общественного союза «Укрпотреб-Контроль» Максим Гончар отмечает, что в некоторых видах полуфабрикатов фальсификация составляет более 90% по физико-химическим свойствам (когда мяса в изделии меньше, чем указано на упаковке и меньше, чем того требует действующее законодательство) и более 50% по микробиологическим показателям (наличие кишечных палочек).

По словам Максима Гончара, пока Украине не хватает действенных мер борьбы с фальсификатом. Эксперт утверждает, что штрафы в размере 5-10 минимальных заработных плат за подделку масла или молока – это мелочь для крупного предприятия. А кроме этого, оно не несет никаких репутационных рисков, ведь нарушения не открываются общественности. В то же время, в Европе механизмы контроля настолько жесткие, что после обнаружения фальсификата репутация производителя будет уничтожена. Это и мотивирует предпринимателей.

Если не реформировать механизмы непосредственной защиты потребителей (недопущение к продаже некачественных продуктов, простой и действенный механизм обращения за помощью и защитой) и не усугублять ответственность производителей за качество своего продукта, все остальные реформы (относительно маркировки, тары и т.п.) не будут иметь ожидаемого результата и останутся «фасадными». (EtCetera/Пищепром Украины)

Добавить комментарий