Один из гигантов отрасли планирует перейти на альтернативные продукты без табачного дыма. За январь текущего года производство сигарет и прочей табачной продукции составило всего 412 млн штук, что сразу на 33,5% меньше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Львиная доля выпуска сигарет и прочих табачных изделий приходится на Алматинскую область: 99,4% от производства в стране – 409,5 млн штук, почти на 34% меньше, чем в прошлом году.
В Алматинской области работают два табачных гиганта: ТОО “Филип Моррис” (Philip Morris International) и ТОО “JTI (Джей Ти Ай Казахстан)”. Портфель брендов компании “Филип Моррис” включает в себя такие международные и локальные марки сигарет, как Marlboro, Parliament, L&M, Bond Street, Lark, Muratti, “Казахстан” и “Полёт”. Компания JTI также производит и реализует широкий ассортимент сигаретных и табачных брендов: Glamour (бренд-лидер JTI в сегменте сигарет формата Super Slims), а также Winston, LD, Mevius (ранее известный под маркой Mild Seven), Camel и “Русский стиль”.
Напомним, для производства табачной продукции характерна отрицательная динамика. Лишь в прошлом году удалось наконец выйти на небольшое увеличение объёмов выпуска – всего на 1,2%, до 18,1 млрд штук, – однако начало текущего года вновь показывает провал. В стоимостном выражении по итогам января 2019-го производство табачных изделий также сократилось: на 5,1%, до 3,2 млрд тг.
Снижение ожидаемо и запланированно, так как с 2006 года Казахстан придерживается принципов Рамочной конвенции по борьбе против табака Всемирной ассоциации здравоохранения. К примеру, запрещены реклама табака и табачных изделий, продажа табачных изделий несовершеннолетним, курение в общественных местах и т. д.
Табачные магнаты вынуждены охватывать смежные сегменты, чтобы удержаться на плаву. К примеру, Philip Morris International намерен трансформироваться из традиционной табачной компании в производителя альтернативных продуктов без табачного дыма, а в перспективе – прекратить производство и продажу обычных сигарет. В частности, компания вывела на рынок систему IQOS, в основе которой лежит процесс нагревания табака без горения, в результате чего образуется табачный пар. Осенью 2018 года компания представила в Казахстане систему нагревания табака IQOS третьего поколения, утверждая, что в среднем 70-80% пользователей IQOS перестают курить сигареты, что делает эту систему наиболее привлекательной бездымной альтернативой курению на сегодняшний день.
С 2008 года компания инвестировала более $4,5 млрд в научные исследования, разработку продуктов, коммерческое развитие и производственные мощности. По заявлению компании, их разработка снижает вредное воздействие химических продуктов горения обычных сигарет в среднем на 90-95%. В то же время речь всё ещё идёт о табаке и табачных изделиях, пусть и бездымных.
Заметим, материнская компания Philip Morris – Altria Group – планирует выкупить 35% компании Juul Labs Inc, стартапа по производству электронных сигарет, и вложить в сделку $12,8 млрд. По мнению аналитиков, это вложение откроет для группы доступ к наиболее быстрорастущему сектору табачного рынка, а также превратит Juul в одну из самых дорогих частных компаний. Это позволит расширить её аудиторию за пределами США: Juul продаёт свою продукцию в Канаде, Великобритании, Израиле, России, Европы, а также планирует продвижение на рынки Азии, что может затронуть и казахстанский рынок.
Пока же на внутреннем рынке РК табачные изделия всё дорожают. К февралю текущего года цены на сигареты увеличились до 410 тг за пачку – на 11,3% за год. Дороже всего сигареты обходятся жителям Костаная (435 тг за пачку, +13,6% за год), Актау (432 тг за пачку, +11,6% за год) и Кокшетау (428 тг за пачку, +11,2% за год); дешевле всего – жителям Талдыкоргана: 388 тг за пачку (+9,9% за год).
Напомним, новое удорожание сигарет – лишь вопрос времени. 16 ноября 2018 года в постановление от 4 апреля 2007 года “Об установлении минимальных розничных цен на сигареты с фильтром, без фильтра и папиросы” были внесены изменения, устанавливающие минимальные розничные цены на 20 сигарет с фильтром, без фильтра и папиросы в размере:
360 тенге до 31 декабря 2018 года включительно;
380 тенге с 1 января 2019 года до 30 июня 2019 года включительно;
400 тенге с 1 июля 2019 года до 31 декабря 2019 года включительно;
420 тенге с 1 января 2020 года до 30 июня 2020 года включительно;
440 тенге с 1 июля 2020 года до 31 декабря 2020 года включительно;
460 тенге с 1 января 2021 года до 30 июня 2021 года включительно;
480 тенге с 1 июля 2021 года до 31 декабря 2021 года включительно;
500 тенге с 1 января 2022 года до 30 июня 2022 года включительно;
520 тенге с 1 июля 2022 года. (Новости/Пищепром Украины)