22 февраля во время пресс-конференции в медиацентре “Информатор Киев” глава Национального Совета экономического развития Алексей Дорошенко рассказал почему украинцы платят за молочные продукты больше европейцев.
Итак, в Польше литр молока с жирностью 3,2% стоит 14 грн, в Литве – 30,3 грн, в Украине – 33 грн. За килограмм сметаны жирностью 15-18% поляки платят 44,2 грн, литовцы – 52,9 грн, украинцы – 61 грн. Самый дешевый сыр в Польше стоит 150,8 грн, в Литве – 202 грн, у нас – 151,1 грн. Сливочное масло 82% в Варшаве продается по 158,8 грн за кг, в Вильнюсе – по 202,2 грн, в Киеве – по 186 грн. Почему?
Почему такая разница в ценах
По словам Алексея Дорошенко, уже не первый год их организация делает сравнение цен у нас и в Европе, чтобы понять, насколько мы уже пришли в Европу, куда Украина так стремится.
“Ранее цены на молочные продукты, раз уж речь сегодня идет именно о них, в Украине были ниже, чем в Евросоюзе. Для сравнения брались Польша, поскольку она – наша соседка и украинцы туда ездят чаще всего, страны Прибалтики, поскольку у них очень сильный агросектор, Румынию или Венгрию, поскольку там цены далеко не самые низкие по Европе.
В последние годы цены на молоко в Польше были немного ниже, чем в Украине. По анализу, сделанному в этом феврале, оказалось, что у нас цены на всю “молочку” уже выше польских. Сметана, сыры и даже сливочное масло, которое всегда считалось в Украине самым дешевым в Европе, и то уже дороже. И это при том, что сливочное масло Украина активно экспортирует в ЕС и на Ближний Восток, у нас оно дороже польского.
Из чего складывается цена на молочную продукцию? Она складывается из стоимости самого сырья, налогов и дотаций. В этом как раз и кроется основная загадка сложившейся ситуации. Когда мы говорим о себестоимости продукции, то основной фактор, влияющий на это – стоимость сырья.
Нормально, что цельное молоко должно состоять только из самого молока. Будем считать, что у нас в стране нет фальсификатов на молочном рынке, хотя их доля достигает почти 50%, и вся молочная продукция делается только из цельного молока. Так вот, именно натурального молока в стране каждый год производится все меньше и меньше. Соответственно, в молочные продукты начинают добавлять все, что угодно. Вопрос тут в том, что поскольку натурального молока становится меньше, растет и его цена. Иными словами, польские и литовские фермеры продают на молокозаводы молоко по более низкой цене, чем наши, ведь молока там производится больше, чем в Украине. И даже при том, что зарплаты в Украине в 6 раз ниже польских, это не перекрывает высокую отпускную цену молока.
Кроме того, в стоимость молока входит и 20% НДС, что также влияет на цену конечной продукции. А в Польше НДС составляет всего 5%. Поэтому конечная цена польской “молочки”, даже с учетом более высоких зарплат работников молокозаводов, все равно ниже украинской на 13%.
А далее вступают в действие субсидии государства на развитие этого сектора агробизнеса. В Украине в 2017 году такие субсидии на агросектор составили 6,4 миллиарда гривен, которые в основном пошли на несколько крупнейших агрохолдингов страны. Естественно, фермерам, выращивающим коров, почти ничего не досталось. А в Польше идут на агросектор практически самые высокие государственные дотации в ЕС. Речь идет о нескольких миллиардах евро в год.
В Литве иная ситуация: там выращивание крупного рогатого скота молочных пород сильно было урезано в финансировании, поскольку до вступления в ЕС там производилось огромное количество молока в год. После вступления в ЕС им выделили строгие квоты на производство молока. Пришлось сокращать поголовье молочного стада. Литовцы были бы рады продавать излишки своего молока в Украину, но его с нашими таможнями за сутки до молокозавода не довезешь, а через сутки оно испортится”, – говорит Алексей Дорошенко.
И цены на “молочку” еще не достигли потолка
“Уже по результатам января этого года видно, что хотя рост цен на молочные продукты и ниже, чем это было зимой 2016, 2017 и 2018 годов, когда цены на отдельные виды этой продукции “подпрыгивали” на 20-30%, вся молочная продукция в розничной цене все равно прибавила по 1% стоимости. Может быть, цена на нее по результатам февраля стабилизируется, поскольку доллар “просел” с 28,2 до 27,2 грн, что влияет на цену, хотя бы автомобильного топлива, что “затормозит” рост цен. Но рост цен на молочные продукты в этом году по-прежнему будет.
Мы второй год подряд каждый месяц предлагаем Кабмину снизить НДС на продукты питания до 5%, как в Европе. Или, прекратив запредельную господдержку крупнейших агрохолдингов, снизить НДС до 16%, что тут же снизило бы конечную цену молочной продукции на 3% и стабилизировать ее на этом уровне”, – говорит Алексей Дорошенко.
Молочная корова дает прибыль через 5-7 лет
По словам Алексея Дорошенко, надо увеличить инвестирование в разведение крупного рогатого скота молочных пород.
“Это надо делать срочно, но денег в Украине на это нет. НБУ делает все, чтобы сбить инфляцию гривны, а банки не торопятся кредитовать агросектор, поскольку окупаемость средств, вложенных в каждую конкретную молочную корову, начнется через 5-7 лет.
В ближайшие годы увеличение поголовья молочного стада ждать не приходится. А это значит, что мы с вами увидим, что молочные продукты каждый год будут дорожать, а их качество будет ухудшаться.
Ждать, что выборы помогут затормозить рост цен на молочку также не приходится, потому что выборы сейчас очень мало влияют на агрорынок. Даже если монетизированные субсидии граждане пустят не на оплату коммуналки, а на покупку продуктов питания, это практически никакой роли в снижении цены не сыграет. Цена будет стабильной, если не будет курсовых скачков гривна/доллар. А если они будут? А вот говорить об их снижении, увы, не приходится”, – резюмировал свое выступление Алексей Дорошенко. (dengi.informator.ua/Пищепром Украины)