Убытки на миллиарды евро, тысячи тонн забракованного мяса, от которого избавляются, словно от бактериологического оружия, зоны карантина с людьми в костюмах химзащиты – такова тревожная картина распространения вируса АЧС в Европе.
Франция и Германия (опора и надежда ЕС) с подобной бедой еще не сталкивались, но в других государствах содружества ситуация балансирует на грани эпидемии. Посудите сами: вся территория Румынии признана Еврокомиссией зоной неблагополучия, Литва уже объявила АЧС угрозой продовольственной безопасности страны, Латвия в прошлом месяце оказалась на первом месте в мире по количеству новых очагов заражения. Эксперты Россельхознадзора предупреждают: скоро вирус распространится по всей Европе.
Чиновники Еврокомиссии стараются избежать чрезмерного ажиотажа и призывают сохранять спокойствие: еврокомиссар по здравоохранению Витянис Андрюкайтис на сельхозярмарке “Зеленая неделя” в Берлине 18 января решительно опроверг утверждение о том, что африканская чума свиней вышла в Евросоюзе из-под контроля. Мол, не так страшен черт, как его малюют недоброжелатели. По такой логике в число информационных вредителей придется записывать и официальную статистику: если в 2017 году система оповещения о болезнях животных в Евросоюзе сообщала о 265 случаях АЧС среди домашних свиней, то в 2018-м количество вспышек возросло до 1449. Пятикратный рост за год – разве не повод для беспокойства?
В “национальных квартирах” ЕС не разделяют оптимизма еврокомиссаров и прекрасно понимают последствия широкого распространения опасного вируса: падает сельхозпроизводство, нарушаются экспортные поставки, деньги от невыполненных контрактов закапывают в землю вместе с тушами зараженных животных.
К экономическим проблемам добавились политические распри: европейцы шумно выясняют, кто им “подложил свинью”. Как правило, обвиняют соседей. Например, Бельгия, обнаружившая у себя в прошлом году вспышки заболевания, тычет пальцем в сторону Прибалтики. По одной версии, заразу завезли балтийские дальнобойщики, по другой (весьма неожиданной) – бельгийские военнослужащие, которых командировали в Эстонию на учения НАТО.
Оставьте наших северных соседей в покое: им и без того несладко. В Литве вообще хоть караул кричи. Впервые опасный вирус там зафиксировали 5 лет назад. С той поры ежегодно под нож пускают около 50 тысяч свиней. Без того поголовье за последние 20 лет сократилось с 3 миллионов до 700 тысяч, так что каждая новая вспышка АЧС усугубляет ситуацию. Дошло до того, что министерство сельского хозяйства задумалось о полной ликвидации свиноводства в республике. В августе прошлого года глава минсельхоза предложил литовским фермерам вместо свиней разводить кроликов и индеек. Даже пообещал доплачивать за добровольный отказ: если фермер из затронутых АЧС районов согласится избавиться от животных, ему готовы выделить по 100 евро за каждую свинью, а также около полутора тысяч евро на покупку других животных.
Впрочем, Литва предлагает слишком радикальный подход. Более популярен другой метод борьбы с АЧС: отстрел диких кабанов, которые считаются главными разносчиками болезни. По всей Европе охотников поставили под ружье. В Чехии к уменьшению популяции диких животных привлекли даже полицейских снайперов: по ночам они с приборами ночного видения облетают на вертолетах лесные массивы. За каждого кабана положено вознаграждение, за обнаружение павшего – тоже.
В Польше (которую на пару с Румынией называют основным очагом возбудителя АЧС для стран Евросоюза) к истреблению диких кабанов подошли с невероятным размахом: власти решили убить 190 тысяч животных! При том, что общая популяция насчитывает 214 тысяч особей. “Ого! – воскликнули экологи и защитники окружающей среды. – А не перебарщивает ли правительство?” Петиция против масштабной охоты за пару дней собрала более 300 тысяч подписей. Пришлось властям поубавить аппетиты.
Проблема не только в недовольстве экологов. Эксперты польской академии наук логично предположили, что тысячи охотников и соответствующая канонада так напугают кабанов, что они за сутки добегут до португальской границы. Это поспособствует еще более стремительному распространению АЧС в Европе. За такое в Брюсселе вряд ли по голове погладят.
Ограничить миграцию зараженных животных можно другим способом. Чтобы кабаны не шастали где ни попадя, надо перегородить им тропы. Та же Польша порывалась построить заграждения на границе с Беларусью, Украиной и Калининградской областью. Идея заглохла из-за отказа Европейского агентства безопасности пищевой продукции финансировать проект. А вот Франция готова за свои деньги возвести стокилометровый забор на границе с Бельгией.
Осенью прошлого года министерство сельского и лесного хозяйства Финляндии заказало исследование, чтобы оценить стоимость и эффективность строительства забора на границе с Россией. Посчитали – прослезились: 16 миллионов евро за 500 километров сетки-рабицы. Дороговато, подумали финны, но вслух сказали другое: скорее всего, ограждение не остановит кабанов и не станет препятствием для проникновения африканской чумы свиней в страну.
В Германии также сомневаются в эффективности заборов. По мнению немецких экспертов, вирус главным образом распространяют люди: при перевозке животных, поездках на охоту, при скармливании свиньям зараженной пищи. Вообще, ФРГ предлагает интересный опыт профилактики. На границе предусмотрена дезинфекция автотранспорта, ввозящего живых животных из регионов высокого риска. Немцы посчитали, что пищевые отходы привлекают диких кабанов, поэтому наводят порядок в дорожном хозяйстве: трассы и места отдыха оборудуются закрывающимися урнами, устанавливаются информационные щиты на нескольких языках о правилах обращения с пищевыми отходами и посещения леса. Кроме того, власти Германии активно сотрудничают с соседними странами, где уже возникли очаги АЧС: вплоть до финансирования мер по борьбе с заболеванием.
Не отстает в плане новаций и Дания. Например, человек, побывавший на одной свиноводческой ферме, может посетить другую только через 12 часов. А уж если иностранец решил посмотреть на датских хрюшек, то правила совсем строгие: сходите на экскурсию, почитайте сказки Андерсена, но на ферму вас пустят только спустя двое суток после прибытия в Данию.
Вирус с пугающей скоростью охватывает все большее число стран. Вдобавок он адаптируется и мутирует: никто не мог предположить, что болезнь доберется до Монголии, но в январе там зафиксировано уже пять очагов. Есть новости и похуже: африканская чума свиней попала в Китай, т. е. к главному производителю свинины в мире. Китайским фермерам пришлось уничтожить свыше 915 тысяч зараженных животных. Однако эксперты считают, что это только начало: по их прогнозам, поголовье свиней в Китае к 2020 году уменьшится на 100 миллионов особей. Если учесть проблемы другого крупного экспортера – Евросоюза, – мировому рынку свинины грозят серьезные потрясения. Соответственно, покупателям придется ждать роста цен на мясо. Либо, как советовал литовский министр, придется переходить на птицу и крольчатину. (sb.by/Пищепром Украины)