Рост производства курятины и яиц – один из немногих экономических успехов Украины в прошлом году. В 2017-м объёмы экспорта мяса составили 351 тыс. т, что на 16% больше по сравнению с 2016-м. Растёт и экспорт. При этом его 77% в натуральном выражении приходится на мясо птицы. Отечественным агрохолдингам удалось покорить не только рынки развивающегося Египта и послевоенного Ирака, но, несмотря на протесты местных аграриев и их политических лоббистов, закрепиться в Мекке агропроизводства Европы – Нидерландах. Производство же яиц, по данным Госстата, выросло на 3,2% – до 15,6 млрд штук.

Единственный нюанс: бенефициарами столь разительных успехов оказались приближённые к властям бизнесмены. Среди проигравших – молочники, фермеры и единоличные хозяйства.

Весна в Кабмине

В феврале этого года Владимир Гройсман обрадовал аграриев. “Начнётся массовое строительство ферм, молочно-товарных комплексов, мы увеличим поголовье и объём производимой продукции”, – сказал он на заседании правительства. В своём выступлении премьер уточнил, что государство выделит 2,5 млрд грн на стимулирование строительства молочно-животноводческих комплексов и ферм. “Это означает, что мы предоставим кредиты агропромышленным предприятиям, тем, кто хочет строить новые фермы”, – пояснил премьер. По его словам, эффективная ставка этих кредитов составит примерно 3% в гривне до 5 лет. Другой вариант – компенсация до 30% стоимости введения построенных мощностей в эксплуатацию. Правда, при условии, что построены они за собственные средства.

Однако, когда спустя 20 дней на сайте Кабмина появился текст соответствующего документа, стало понятно, что всё не так просто. Как выяснилось, господдержка в части строительства предусмотрена не только для КРС и свиноводства, но и для птицеводческой отрасли. При этом на 25% возврата затраченных на строительство средств могут претендовать компании, привлекающие банковские кредиты сроком до 5 лет на сумму до 500 млн грн. На компенсацию 30% стоимости объекта ценой до 500 млн грн – те, кто завершит строительство или реконструкцию в этом году. Если объект обойдётся дороже 500 млн грн, государство компенсирует ещё и 30% стоимости установленного оборудования.

“Зачем нам программы, которыми мы не можем пользоваться? Зачем нам программы, под которые Юрий Косюк берёт деньги?”

Любопытно, что получить кредит, который потом компенсируют, можно только в тех банках, с которыми Минагрополитики подписало меморандум. Списка этих банков пока нет. “Чтобы взять кредит под возмещение, мне нужен определённый банк, где я открою счёт. Но у меня уже имеется счёт в банке, есть кредитная история. По соглашению с банком кредитуют меня только тогда, когда 80% оборота идёт через этот банк”, – поясняет своё недовольство нормой Алим Мищук, руководитель небольшой агрокомпании “Робимакс-Агро”.

Сам механизм автоматического возмещения средств через банки эксперты считают не таким уж и плохим. Опасение вызывает то, что утверждать все компенсации будут в Минагрополитики. “Любая комиссия при министерстве или ином госоргане – это прямая коррупционная угроза – говорит Владимир Шульмейстер, директор программы “Инфраструктура” Украинского института будущего. – Соответственно, чем меньше автоматических возмещений, тем меньше прозрачности”.

Согласен с таким мнением и Андрей Ярмак, экоПродовольственной организации ООН (FAO). “Если уж давать дотации, то надо распределять их автоматически, согласно каким-то критериям, без участия чиновников. Этот случай совершенно противоположный”, – восклицает эксперт.

Не дотянуться

Главный вопрос: кто в реальности сможет воспользоваться новой господдержкой? Представители молочного бизнеса, объёмы которого падают из года в год, говорят, что эта история не про них. Михаил Соколов, зампредседателя Всеукраинского аграрного совета, поясняет, что с учётом новых правил выделения господдержки молочникам в лучшем случае позволят претендовать на 400 млн грн субсидий. Так как на возведение дорогостоящих объектов у них не хватит средств даже с учётом помощи государства.

Не получат дотаций также фермеры и крестьянские хозяйства, которые хотели бы прикупить пару бурёнок в стадо. “Люди идут в банк, там у них просят залог. Коровник в качестве залога – недостаточно для кредиторов. Чуть легче получить ссуду тем, у кого есть зерновые или масличные, но таких фермеров немного”, – говорит Ирина Паламар, председатель Ассоциации животноводов Украины. “Программы в основном ориентированы на юрлица, которые в деревне напрочь отсутствуют”, – добавляет Иван Фурсенко, первый заместитель руководителя исполнительной дирекции Всеукраинской ассоциации сельских советов. Он отмечает, что правительство обязало сельсоветы принимать документы на компенсацию у физлиц. Но сельсоветам никто не объяснил, какие именно документы нужны и кто должен этим заниматься. То есть всё ограничилось декларациями.

Да и в любом случае, по утверждению Паламар, поддержка в 1,5 тыс. грн на содержание коровы, которую выделяет государство, это очень мало. По её словам, этих денег хватит лишь на прокорм животного в течение 10 дней. Как утверждает эксперт, свиноводческие компании тоже окажутся за бортом.

“Любая комиссия при министерстве или ином госоргане – это прямая коррупционная угроза”

“В правительстве говорят: “Стройте, обращайтесь в банки за кредитами, мы даём деньги, чтобы банки кредитовали”. Обращаемся в банки, но свиноводческим предприятиям отказывают в финансировании, поскольку в стране высок риск вспышек АЧС (африканской чумы свиней)”, – говорит она. Паламар поясняет: кредитовать соглашаются только при наличии страховки на случай АЧС. Но ни одно страховое агентство за такие риски не берётся. “Ничего из 4 млрд грн для животноводства ни один свиновод не получит”, – резюмирует глава ассоциации.

Одним словом, порядок выделения дотаций у аграриев вызывает удивление. По словам Паламар, компенсация стоимости грандиозного строительства – не первая необходимость для аграрной отрасли. Главное сейчас – прямые дотации. Свиноводам – компенсация хотя бы 2 грн/кг живого веса, для мясомолочной отрасли – как минимум 2 тыс. грн на корову.

Нет времени

Вызывает недоумение у аграриев и сама смена дотационных программ. “В 2017-м мы ничего не получили по квазиаккумуляции НДС. В этом году решили не продавать продукцию растениеводства, только молоко, а программу отменили”, – рассказывает Сергей Иванчук, руководитель агрокомпании “Перлина Под_лля”, который занимается растениеводством и содержит около 900 голов дойного стада.

Не видит больших перспектив фермер и на 2018 год. Говорит, что желание реконструировать коровник у него есть, даже финансы найти можно. Но вот только воспользоваться программой сельхозпроизводитель не надеется. “Пока сделаешь проект, его утвердишь, получишь разрешение, ты не успеешь уложиться в год. А там программу опять поменяют”, – вздыхает Иванчук. По его словам, единственная программа, которая работала в 2017 году, – возмещение кредитов, взятых на развитие молочного скотоводства. “Вот только с 300 млн в прошлом году её сократили до 66 млн в этом”, – добавляет аграрий.

Напомним: с 2017-го Украина отказалась от льготного режима налогообложения для аграриев, который действовал с 1998 года. Спецрежим НДС позволял аграриям в автоматическом режиме аккумулировать часть финансовых средств на специальных счетах. Потом эти средства они могли направить на собственные нужды. С 2016 года якобы по требованию МВФ были введены несколько спецрежимов оплаты НДС в зависимости от видов деятельности. В 2017-м механизм льготного налогообложения для аграриев отменили. Ему на смену пришли программные дотации.

Основные направления господдержки животноводства в 2018 году

  1. 25% – компенсация тела кредита на строительство животноводческого комплекса (свиноферма, птицеферма, молочный комплекс); 30% – компенсация затрат на строительство животноводческого комплекса, введённого в эксплуатацию в 2018 году. Всего – 2,5 млрд грн.
  2. Выплата по 1,5 тыс. грн на корову. Всего – 500 млн грн.
  3. Выплата по 2,5 тыс. грн на голову молодняка КРС для подворий. Всего – 700 млн грн.

В 2017 году программа поддержки предполагала автоматическое распределение дотаций производителям продукции с добавленной стоимостью. Принцип должен был стать вполне рыночным: чем больше маржинальной продукции произвёл и продал, тем большее возмещение получил. Но дьявол кроется в деталях.

“Минагрополитики решило, что нужно взять уплаченный НДС и отнять налоговый кредит. Эта разница умножалась на долю в реализации дотируемой продукции в общем объёме продукции”, – поясняет Михаил Соколов, зампредседателя Всеукраинского аграрного совета. Это привело к тому, что животноводческие компании, которые параллельно занимались растениеводством (а оно всегда по объёмам превалирует над молочной и мясной продукцией), не получили почти ничего. “У тех, кто не занимался растениеводством, всё было хорошо”, – вспоминает Соколов.

Предприятия холдинга “Мироновский хлебопродукт” Юрия Косюка получили почти 1,4 млрд грн, а “Укрлендфарминг” Олега Бахматюка – около 500 млн грн из общей суммы господдержки в 4 млрд.

Интересно то, что программа распределения дотаций в зависимости от объёмов производства изначально, по словам экспертов, рассчитывалась на пять лет. Но поскольку аграриев возмутило, что обещанные деньги получили только предприятия Юрия Косюка и Олега Бахматюка, в 2018 году её отменили.

Всё те же лица

“Зачем нам программы, которыми мы не можем пользоваться? Зачем нам программы, под которые Юрий Косюк берёт деньги? Мы до них добраться не можем! Я уверен, что есть объекты, которые подготовлены на сдачу в 2018 году, и эти деньги пойдут тем ребятам, которые и так не бедны”, – в сердцах восклицает Алим Мищук.

Большая часть экспертов, с которыми пообщался Фокус, считают, что в программе госдотаций, как и в прошлом году, коррупционные риски видны невооружённым глазом. “На компенсацию затрат на строительство планируется 1,2 млрд грн из 4 млрд, выделенных на животноводство, при этом лимит составляет 500 млн на один объект. Таким образом, две компании могут выбрать практически весь лимит. К тому же нет никакой гарантии того, что эти две компании не будут частью одного крупного куриного холдинга”, – говорит Шульмейстер”.

К проектам, под которые можно получить деньги, нужна подготовка, к началу 2018-го её нужно было либо уже реализовать, либо быстро с ней справиться. “Такое под силу крупным олигархическим холдингам. Риск того, что деньги налогоплательщиков направятся на обогащение богатых, а не поддержку мелких и средних производителей, велик”, – добавляет Шульмейстер.

Впрочем, публично называть в открытую имя гипотетического владельца “куриного холдинга”, которому может достаться большая часть дотаций в этом году, публичные лица особо не спешат. “Никто не хочет ссориться с Косюком”, – на правах анонимности говорит один из крупных аграриев. Он намекает на тесные связи Юрия Косюка с Петром Порошенко. Мнение самого Косюка по этому вопросу Фокусу узнать не удалось. В МХП ситуацию прокомментировать отказались. (Фокус/Пищепром Украины)

Добавить комментарий