Через несколько лет животноводческая индустрия в корне изменится, и производители будут ориентироваться абсолютно на другие показатели. Альтернатива традиционному мясному бизнесу – производство индюшатины. Так в чем же выгода?
С каждым годом структура мясного рынка в мире меняется, причем активно в сторону птицеводческой продукции. Так, по данным ассоциации “Союз птицеводов Украины”, если еще в 1980-х годах доля птицеводческой продукции в мире составляла 19%, то к 2030 году этот показатель возрастет до 40%. Такие изменения связаны с со многими факторами, учитывая рост глобального населения, стабильные площади пахотных земель и другими.
По прогнозам ФАО, мировой спрос на мясо и мясную продукцию в ближайшие годы возрастет. Поэтому перед производителями будут стоять новые вызовы: они должны будут производить больше продукции в условиях лимитированных ресурсов, больше заботится о благосостоянии животных, улучшать условия их содержания, при этом минимизировать негативное влияние производства на окружающую среду. Все это на фоне возрастающей конкуренции.
Популярность на примере ЕС
Пока что в птицеводческом секторе доминирует доля куриного мяса, но вместе с этим постепенно появляется спрос на индюшатину. Это и не удивительно, ведь индюшатина считается не только неотъемлемой частью здорового рациона, но также и рентабельным бизнесом. В основном индюшиный бизнес распространен в США, Южной Америке и странах Европы, но все предпосылки к увеличению украинской доли на мировом рынке также есть.
Только за 2016 год страны ЕС производили более 13 млн тонн птицеводческой продукции, что на 10% больше в сравнении с 2007 годом. В основном птицеводством массово занимаются 4 основные страны Европы: Польша (13,9%), Франция (12%), Великобритания (11,6%) и Германия (10,8%). В структуре производства первое место занимает курятина (80%), второе – индюшатина (15%), третье – утиное мясо (3,6%). При этом, индюшатиной в основном занимаются в Германии, Испании, Нидерландах и Франции, на которые приходится 93% рынка ЕС. Общие объемы производства составляют 2 млн тонн в год.
Украинские реалии
В Украине индюшиное мясо пока что не так популярно, как курятина и составляет не более 5%. В сравнении с мировым лидером по производству индюшатины – США, где на одного человека приходится около 8-10 кг мяса в год, в Украине этот показатель составляет всего 800 г. Связано это с культурой потребления, ценовой политикой на мясо и низкой покупательской способностью.
Кроме этого, индюшатина стоит несколько дороже в цене: сказывается стоимость импортного племенного материала, оборудования для производства и растущие цены на корма. За последние несколько лет поголовье индеек незначительно сократилось ввиду низкого спроса на продукцию и на 2016 год составляло 1,8 млн голов.
Выращиванием индюков в Украине занимаются около 25 предприятий, первые 10 из которых обеспечивают 97% от общего объема производства. В структуре производства наблюдается тенденция к сокращению небольших фермерских хозяйств ввиду неэффективности – большинство из них работает в убыток. Это при том, что промышленное производство успешно развивается, наращивая поголовье птиц, увеличивая производственные мощности и даже занимаются экспортом.
Перспектива есть
Несмотря на то, что доля предпринимателей-единоличников значительно сократилась, в последнее время наблюдается другая тенденция – к кооперации между различными формами хозяйствования. И результаты такого рода сотрудничества на украинском рынке уже есть.
Хороший пример – компания “Племптицесовхоз Броварской”, которая поставляет на отечественный рынок примерно 50% индюшиного мяса и продуктов переработки под торговой маркой “Инделика”. Предприятие оперирует на рынке вот уже 10 лет, работая по полному циклу закрытого производства около 6 лет.
По словам главного технолога компании Константина Литвинюка, предприятия работают в половину мощности. Цеха позволяют перерабатывать зерновые и производить кормов в два раза больше. Именно поэтому предприятие активно сотрудничает с фермерами в плане поставок сырья.
“Есть идеи по увеличению производства индюшатины в Украине, в частности в Киевской области для того, чтобы любой фермер мог привозить птицу в наши забойные цеха и оставить на дальнейшую переработку, – рассказывает Литвинюк, – Мы со своей стороны помогаем сделать производство рентабельным, чтобы фермер зарабатывал и не чувствовал себя заложником наших условий. Он наш полноценный партнер в полноценной работе, который имеет достаточное количество денег для того, чтобы чувствовать себя уверенно”. По его словам, сейчас производственные мощности продолжают расширять, в частности последний объект площадью 10 тыс. м2 в скором времени будет закончен.
Кроме того, в прошлом году “Инделика” вышла на внешние рынки, первая поставка была в Иордани. В этом году география расширилась до Грузии, Африки и Саудовской Аравии. Общий объем экспорта составляет до 100 тонн в год, но контракты позволяют поставлять до 200 тонн. Главный технолог “Инделики” уверен, что в скором будущем Украина сможет стать передовым поставщиком индюшатины на мировых рынках. Главное, честно соблюдать технологию выращивания и кооперировать с фермерами. (AgroPortal/ Пищепром Украины)