Масличный сектор сельского хозяйства Украины в настоящее время является одним из наиболее прибыльных видов бизнеса, особенно при сравнении с другими отраслями.
В то же время, сохранение благоприятных условий для функционирования масличного сектора Украины маловероятно даже в среднесрочном периоде (до 2-3 лет) из-за кризисных явлений в глобальной экономике и нарастание открытого характера национальной экономики Украины. В свою очередь, модификация внешних условий настоятельно требует анализа новой конкурентной среды и разработки адаптированных стратегий развития. Такое мнение высказал к.э.н., генеральный директор компании “УкрАгроКонсалт” Сергей Феофилов.
Он отмечает, что одним из важных рыночных сигналов о необходимости пересмотра текущей парадигмы функционирования масличного сектора может быть устойчивая и долгосрочная тенденция к сближению площадей под пшеницей и подсолнечником.
“В Украине разворачивается острая конкуренция между зерновыми и масличными культурами. Явным преимуществом обладают именно масличные культуры, вследствие высоких показателей гривневой рентабельности/прибыльности по сравнению с зерновыми. Мы предполагаем, что административные меры по регулированию структуры площадей могут дать свой результат в ближайшее время. Это может повлечь за собой сужение сырьевой базы маслоэкстракционных предприятий – падение площадей/производства масличных”, – говорит эксперт.
В свою очередь, это означает рост внутренних цен на масличное сырье вследствие продолжающегося роста перерабатывающих мощностей (вероятно до 20 млн т сырья к 2020 году) и увеличения производственных затрат. Указанные тенденции будут разворачиваться на фоне усиления конкуренции на целевых рынках. В конечном итоге, в “УкрАгроКонсалте” прогнозируют высокую вероятность снижения загрузки предприятий, падение маржи и вывод инвестиций из масличного сектора Украины.
Также ситуация усугубляется высокой чувствительностью потребителей пищевой продуктов, в частности растительных масел, к информационным технологиям воздействия – как с позитивных, так и с негативных позиций.
“Результаты исследований “УкрАгроКонсалт” позволяют сделать выводы о значительной недооценности, как подсолнечника, так и подсолнечного масла на мировом рынке, вследствие в том числе и отсутствия соответствующей информационной поддержки”, – утверждает С. Феофилов.
Преодоление указанной ситуации возможно, по его словам, лишь при условии уточнения и модификации существующей стратегии масличного сектора. Трансформация имеющейся парадигмы возможна в рамках, по крайне мере, отраслевого проекта (поддержка бизнеса) при обязательном содействии со стороны государственных структур.
Предлагаемый проект мог бы предусматривать разработку новой стратегии для достижения следующих целей:
- Создание и продвижение на глобальном рынке специального бренда подсолнечного масла, возможно национального бренда “Подсолнечное масло Украины”.
- Формирование представления о подсолнечном масле как о продукте премиум класса.
- Сужение диапазона колебаний цен на подсолнечное масло, увеличение емкости его рынка.
Основные инструменты реализации проекта “Подсолнечное масло” включали бы информационные технологии воздействия и другие инструменты формирования позитивного представления у потребителей.
По оценкам специалистов “УкрАгроКонсалт”, положительный эффект функционирования масличного сектора в рамках новой стратегии будет охватывать практически всех участников рынка масличных культур и растительных масел. Для фермеров прогнозируется стабилизация и рост доходов, показатели производителей/экспортеров подсолнечного масла улучшатся вследствие значительного снижения волатильности цен на рынке подсолнечного масла, государственный бюджет и местные бюджеты получат источник дополнительных поступлений. (УАК/ Пищепром Украины)