Второй Всероссийский форум продбезопасности, прошедший в Ростове, оказался полон парадоксов. Получилось заявить интерес государства к экспорту, но, выходит, именно государство наносит ему максимальный ущерб. Получилось показать проблему качества на продовольственном рынке – но в стране ею некому заниматься

Форум собрал более 2 тыс. участников из 32 российских регионов, его главным выступающим оказался глава Минсельхоза Александр Ткачев, а работу площадки осветили около 200 журналистов федеральных и региональных СМИ. Это вполне федеральный масштаб, хотя и меньший, чем два года назад, когда на пленарном заседании мероприятия выступил премьер Дмитрий Медведев, а посетителей было около 3500 человек.

Периодичность у форума необычная – раз в два года. Она лучше способствует наглядности результатов в сфере осуществления политики продовольственной безопасности, считают организаторы. В прошлом году количественные показатели обеспеченности базовыми продуктами были основными в повестке. В этом году организаторы попытались выдвинуть на первый план тему качества продукции, однако проблему пока удалось лишь обозначить. Приоритет федерального Минсельхоза сегодня – увеличение экспорта. Именно в контексте этой задачи возникает тема экологически чистой продукции, мировой рынок которой составляет около $100 млрд., а доля России на нем, по данным Александра Ткачева, – 0,2%. “Люди готовы платить за экологически чистую продукцию, – заявил Ткачев в Ростове, – мы не можем пропускать этот тренд”. Но при этом в России пока нет института, отвечающего за качество продукции, попадающей на прилавок, и для участников внутреннего рынка гораздо важнее тема защиты от недобросовестных конкурентов, которым сегодня ничто не мешает при желании обманывать покупателя.

Форум продбезопасности, инициированный лично донским губернатором Василием Голубевым и поддержанный правительством РФ, – первая федеральная площадка для Ростовской области. Однако для того, чтобы ее удержать, региону придётся поработать.

Достаточный уровень собственного производства в России достигнут по зерну (95%), сахару (80%), растительному маслу (80%) и мясу (85%). По оценкам Александра Ткачева, инвестиционная активность в сельском хозяйстве за последний год выросла на 10%. За три года просубсидировано 850 инвестпроектов общей стоимостью 350 млрд. руб. Самыми проблемными категориями в стране на данный момент являются молоко и молочные продукты, уровень продовольственной безопасности которых снижается и составляет 79,9%, а также тепличные овощи и фрукты, которыми страна обеспечена лишь на 30%. Именно в этих направлениях государство и бизнес должны сосредоточить свои усилия. “Государство дает хорошие импульсы и намеки, что эти сектора все еще дефицитны, – заявил Ткачев. – Я думаю, пройдет еще пять лет, и каждый регион будет себя обеспечивать плодоовощной продукцией, что станет еще одной нашей победой. Затем овощи и фрукты нужно двигать на экспорт, искать новые рынки сбыта и зарабатывать на этом”. По его данным, эти сроки вполне реальны при сохранении нынешних темпов наращивания производства. За последние три года темпы закладки садов увеличились в 1,5 раза, составив 15 тыс. га в 2016 г.

Что касается молочной продукции, по данным министра, с помощью дотаций и субсидий удалось сократить срок окупаемости таких предприятий в среднем с 15 лет до 8, что делает проекты в этой области значительно более привлекательными с точки зрения инвестиций. Однако этого может быть недостаточно, как заявил на одной из сессий гендиректор агрохолдинга “Степь” Константин Аверин: “Для снижения дефицита российского молока первоочередной задачей государства должно стать снижение срока окупаемости его производства до четырех лет. Только тогда инвесторам это направление станет интересно. Вторая задача – создание кадрового потенциала в стране. Третья – формирование серьезной системной политики государства, рассчитанной как минимум на 15 лет”.

По оценкам г-на Аверина, официальные данные по обеспеченности молочными продуктами в России (79,9%) не отображают реальную ситуацию. В частности, картину искажает заниженная норма потребления молока россиянами по сравнению с рекомендованной. “Исходя из нормы на 1 человека, в России должно производиться 40 млн. т молока, – считает Константин Аверин. – В настоящий момент у нас перерабатывают около 17 млн. т, и еще около 8-9 млн. т завозится. Таким образом, для преодоления дефицита нам нужно научиться производить дополнительно 20 млн. т молока”.

“Мы изучили опыт других стран по поддержке молочного производства, – говорит руководитель Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности РАНХиГС при президенте РФ Анатолий Тихонов. – Хотя мы любим говорить про либеральный рынок, почему-то в США и в Голландии эта отрасль подлежит жесткому государственному регулированию. В Канаде госконтроль состоит из трех переменных: регулирование цены, производства и импорта. Производитель молока при этом получает в 1,5 раза больше сырья, чем отечественные, а продавать не может свободно, он обязан передавать его в ответственные организации. Никакого свободного рынка в наиболее успешных странах в этой отрасли нет, и России тоже нужно развивать государственное регулирование”.

“За качество продукции в нашей стране не отвечает даже Минсельхоз, – говорит глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. – Я думаю, это могли бы делать губернаторы – федеральный центр должен передать им полномочия отвечать за свой рынок. Во всяком случае, мы хотим, чтобы Минсельхоз так воздействовал на рынок, чтобы продукция могла быть и безопасной, и качественной. Пока я могу сказать, что изобретена порочная система закупок питания для школ и детских садов. Победит ли качественная продукция в конкурсе, где главный критерий отбора – снижение цены? Другой вопрос: как проверить продукты на содержание пестицидов в магазине, если никто их не отслеживает в поле?”

“По-моему, это первый форум, на котором, говоря о питании, вспоминают и о потребителе, – призналась руководитель Роспотребнадзора Анна Попова. – Должна сказать, что первое определение качества продукции появилось летом 2016 г. в Стратегии повышения качества продуктов питания, однако обязательных требований к качеству пока нет. Мы можем оперировать критериями безопасности, но не качества. Чем быстрее мы сформулируем требования к качеству, тем лучше – бизнес ратует за это”.

По словам г-жи Поповой, стратегия повышения качества пищевой продукции значительно улучшила ситуацию на российском рынке, в ее рамках в дальнейшем требования ГОСТов будут реформироваться из рекомендательных в обязательные, однако и на данный момент национальная продукция безопаснее импортной. “В ввозимых овощах и фруктах в 6 раз чаще обнаруживается недопустимая концентрация нитратов, – приводит данные исследований глава Роспотребнадзора. – Рыба в три раза чаще не соответствует российским требованиям. В целом, до 25% снятых нами с полок импортных продуктов не соответствует требованиям, и только 2-3% несоответствия – по российским   продуктам. Так что чем больше мы будем производить сами, тем лучше”.

“На такой большой территории, как Российская Федерация, ввести государственный контроль за качеством практически невозможно, – считает генеральный консул Италии в ЮФО и СКФО Пьерпаоло Лодиджиани. – Торговые сети не обязаны ничего контролировать, их цель – заработать на аренде, ничего необычного. Единственный способ улучшить ситуацию с качеством продукции – это повысить культуру производителей. Сегодня, естественно, рынку не хватает продукции. Все пытаются, легально или нелегально, поставить продукцию на рынок, а он возьмет любую. Поэтому вопрос с качеством продукции через 5 лет неизбежно станет еще более актуальным”. Г-н Лодиджиани приводит примеры самоорганизации итальянских производителей вокруг региональных продуктовых брендов – именно объединения предпринимателей вырабатывают стандарты качества продукции, представляющей их регион, и контролируют их соблюдение, поскольку дискредитация продукта сразу бьет по всем производителям.

“У нас в области у контроля качества большие проблемы, – говорит руководитель проектов Общенациональной ассоциации генетической безопасности Надежда Новоселова. – Все проверки, которые проводят государственные органы, происходят с предупреждением. У производителя есть время создать идеальные условия производства. Однако тот же Роспотребнадзор в конце марта заявил “Известиям”, что 66% производителей на российском рынке нарушают санитарные нормы. Единственный способ защитить себя – поддерживать органы общественного контроля”. Ассоциация создала свою систему добровольной сертификации. “Когда к нам приходит производитель, желающий получить “зеленый листочек”, мы отправляемся в магазин и берем его товар с полки, – рассказывает г-жа Новоселова. – Затем мы отправляем его в лабораторию и проверяем на соответствие всем требованиям безопасности. Если все соответствует – мы даем право носить этот листочек. А в течение года мы по принципу тайного покупателя возвращаемся в магазин и проверяем продукт второй раз. И тем самым подтверждаем или не подтверждаем качество”.

Однако это пока – локальные достижения. Надежды возлагаются на принятие в этом году закона “Об экологически чистой продукции”, который должен хотя бы возможностями позиционирования помочь производителям, уже сегодня задавшим высокую планку качества для своей продукции.

Но внимание к качеству на внутреннем рынке при этом сегодня скорее подстегивается тенденциями на рынке глобальном. Сегмент экопродуктов за последние 7 лет вырос на 60% и, по мнению Александра Ткачева, национальные производители, которые сегодня фигурируют на этом рынке на уровне статпогрешности, потенциально могут занять на нем до 15%. Для этого у России есть преимущества, среди которых – большие площади земель, которые последние 20 лет не получали удобрений, поскольку не использовались. Ткачев оценивает их объем в 10 млн. га.

Надежда Новоселова тоже считает, что экологические продукты могут стать “новой нефтью” для России. “При поддержке государства Россия может добиться значительных успехов в экспорте продовольствия, – отмечает генеральный директор “Евродона” Вадим Ванеев. – Но это будет очень сложно, потому что никто в мире Россию не воспринимает пока как поставщика продовольствия. Мы пока ассоциируемся с нефтью, газом и оружием. Мы сейчас активно ищем внешние рынки. Серьезные поставки планируем со следующего года. Мы думаем, что экспорт может занять до 25% в наших продажах. Причем наш продукт – индейку – хорошо знают только в Америке и Европе. И там навалом своей индейки, мы там не нужны. Мы пойдем на рынки, которые не знают, что такое индейка”. Генеральный директор “Атлантис-Пак” Игорь Переплетчиков отметил, что в России уже достаточно жесткие требования к продовольственным товарам. При их полном соблюдении российские производители без особенных проблем могут выходить на европейские и другие рынки.

Хотя линия на поддержку экспорта сегодня может показаться неоспоримой, некоторые бизнесмены в своих выступлениях подчеркнули, что в этом направлении пока не хватает последовательности. “Конечно, государство сейчас очень много помогает сельхозпроизводствам – и это замечательно, – сказал генеральный директор ОАО “Астон” Вадим Викулов. – Но когда государство начинает вмешиваться в рыночные процессы, становится только хуже. Мы помним эмбарго на экспорт 2010 г., которое, наверное, все же было необоснованно. Мы видели введение экспортных пошлин на 2015-2016 гг., которое было совершенно неоправданно. Просто руководству страны тогда сказали, что скоро в Москве не будет хлеба – при наличии колоссального экспортного баланса. Мы не можем исключить факторы таких вмешательств, но посмотрите, какое негативное влияние они оказывают”. Вадим Викулов привел конкретный пример ущерба: запрет на импорт турецких помидоров обернулся встречным запретом на ввоз российской продовольственной пшеницы 3 кл., которую в таких объемах, как Турция, в мире никто не покупает. По оценкам Викулова, в амбарах юга России застряло около 3 млн. т такой пшеницы.

У Ростовской области пока небольшой опыт проведения федеральных мероприятий – форум проходит лишь второй раз, и еще вопрос: есть ли воля продолжать эту тему как регулярную? Этот год показал угрозы: поддержку федерального центра, полученную один раз, трудно сохранить в том же объеме, тем более – приумножить. Главный вопрос, на который должно ответить правительство Ростовской области – для кого именно оно проводит этот форум? Сегодня складывается впечатление, что прежде всего – для федерального центра. Что ж, вполне рабочая схема – региональный бизнес серьезно вкладывается в то, чтобы регион себя таким образом позиционировал на уровне страны. Но именно в этом компоненте форум оказался слабее, и это невозможно не заметить. Спонсорам, заплатившим фактически за внимание правительства страны и не получившим его, нужно, как кажется, предлагать что-то еще.

Лучшие форумы в мире – это верхняя, малая часть айсберга. В нижней и основной – работа над исследованиями, соглашениями, проектами, инициативами. Это плоскость работы региона с отраслью, а не с федеральным центром, именно эта работа позволяет обрастать идеологическими союзниками, для которых форум становится основной площадкой. Форум продовольственной безопасности второй раз подряд упал на регион как снег на голову, и второй раз делался в авральном режиме. Повестка была придумана не без остроумия, вот только бизнес о ней почти ничего не имел сказать – к ней и государство пока не очень готово. При этом потенциал темы, объединяющей государственную политику, экономику с темой здоровья и человеческого капитала в стране, – огромный. Только авральный режим работы грозит тем, что на федеральном уровне через два года могут о такой теме не вспомнить, и сил продолжать тогда не будет. Если мероприятие региону нужно, стоило бы запускать другой режим работы, более содержательный для тех, кто приходит туда со стендами и покупает билеты. (Эксперт-Юг/ Пищепром Украины и мира)

Добавить комментарий