Рынок пива начал восстанавливаться. Свидетельство тому – данные официальной статистики и сообщения компаний.
По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, объем производства пива в стране по итогам 2016 г. составил 495,8 млн. л, что на 4,4% выше, чем в 2015 г. Следует отметить, что позапрошлый год был для местных пивоваров четвертым неудачным за последние 10 лет: производство упало на 3,1%.
В региональной структуре производства в последние годы лидируют Алматинская область и Алматы – на них приходятся в среднем 54,3% выпуска. Ослабевают позиции карагандинских и шымкентских пивоваров.
Первым из игроков рынка о ситуации отчитался Carlsberg Kazakhstan. По данным компании, весь рынок пива в РК вырос за год на 8,4%, при этом объем вторичных продаж брендов продуктовой линейки Carlsberg Kazakhstan увеличился на 30%.
“Рост наблюдается во всех каналах продаж, но наилучшую динамику показал канал DIOT (draft in off-trade, разливное пиво в традиционной рознице) – плюс 44% к предыдущему году”, – подчеркивается в сообщении компании.
Рыночная доля компании выросла на 3,6% и достигла 36,8%. “Наибольший прирост доли к аналогичному периоду предыдущего года показали регион Запад (+6,2%), Юг (+5,7%), Север (+5%)”, – сообщают в компании.
В минувшем году Carlsberg Kazakhstan объявил о начале экспорта в РФ локальных брендов, однако в сообщении компании не уточняется, о насколько больших экспортных объемах идет речь. На официальной статистике эти действия участника рынка отразились не существенно.
Председатель Союза пивоваров Казахстана Берик Казбеков не уверен, что в 2017 г. производителям удастся сохранить такой тренд, поскольку с 1 января произошло повышение акцизов на пиво на 50%, которое безусловно скажется на цене для конечного потребителя и спросе. “Поэтому для индустрии сейчас очень важно, чтобы не возникало новых и чрезмерных законодательных требований для ведения бизнеса и дополнительных нагрузок, ухудшающих рентабельность”, – заключает г-н Казбеков.
Высказывают озабоченность и участники рынка. “Сейчас наше особое беспокойство, несмотря на действующие в данный момент нулевые ставки, вызывает введение расширенной ответственности производителя для товаров в упаковке, к которым относится и наша продукция, – отмечает президент Carlsberg Kazakhstan Виктор Семак. – В законодательстве остается много “белых пятен” и неурегулированных вопросов, в частности, по тарифам, срокам и нормативам, без решения которых эффективное функционирование системы невозможно”. (Эксперт-Казахстан/Пищепром Украины и мира)