Долгое время ретейл использовал понятие “чем больше, тем лучше”. Этот формат удовлетворял всех – самих ретейлеров, так как снижал их расходы, покупателей, получавших широкий ассортимент в одном месте по низкой цене, и производителей, которые получили большие пространства для продвижения своих брендов
Но последний десяток лет современная розница не стояла на месте. Автоматизация торговых процессов и новые технологии позволили сделать магазины меньших форматов прибыльными, а ретейлерам с таким форматом потеснить крупных конкурентов, увязших в ценовых и промовойнах. Подобный сдвиг в предпочтениях покупателей стал возможным благодаря нескольким факторам.
Один из них – демографический и социально-экономический, что подразумевает под собой рост среднего класса по всему миру, всеобщую урбанизацию, ведущую людей в города: здесь формату “чем больше, тем лучше” физически не хватает места. А также новый покупатель – так называемое поколение Y, люди родившиеся после 1982 г., в чьей жизни технологии занимают значительное место. Понимание потребностей поколения Y определенно принесет успех.
Второй фактор – это желание людей потратить как можно меньше времени на поход за покупками, в среднем такого мнения придерживается 46% покупателей. Регулярные покупки у них связаны с неприятным времяпровождением. Потребители считают, что ретейлеры не понимают их нужды, дают неинтересные предложения, неправильно доносят до них информацию. Но не все в ретейле так плохо. Ассортимент – тот показатель, в котором многие научились давать клиенту необходимое.
По данным исследования “Современный ретейл – возможности для роста”, проведенного компанией Nielsen, мирового источника информации о том, что люди смотрят и покупают, 63% покупателей по всему миру удовлетворены ассортиментом. Но этого недостаточно, ведь на протяжении последних лет эта цифра постоянно падает. Людям необходимо разнообразие, они устали от однотипных огромных магазинов. Они ищут узкоспециализированные торговые точки со своими уникальными предложениями. В Казахстане такой формат только зарождается.
В то же время для минимизации ценовых войн производителям и ретейлерам необходимо знать, какие категории сильнее или слабее реагируют на изменение цен. Это важно для того, чтобы побороть привычку покупать только по промо и растить категорию другими методами. Если категория не сильно чувствительна к изменению цен, нет необходимости давать в ней постоянные промо.
Согласно исследованию Shopper Trends (“Тенденции покупательского поведения”) компании Nielsen, 60% населения Казахстана остаются очень лояльны к брендам, и глубокая скидка на неизвестный товар сработает гораздо хуже, чем небольшая акция на популярный бренд. Одни и те же стратегии продвижения не работают для всех категорий. Пора перестать делать промо чаще и глубже. Необходимо сфокусироваться на наиболее эффективных, а также в более востребованных и прибыльных торговых точках. Изучить предпочтения покупателей, ведь зачастую в погоне за глубиной скидки игнорируются реальные потребности потребителей. (forbes.kz/ Пищепром Украины)