С 10 января Киев ввел ответное эмбарго против российского продовольствия и других товаров. Оно лишь частично компенсирует потери от торговой войны с северным соседом, в целом же Украина продолжает страдать от взаимных санкций.
В ответ на предновогодний выход Москвы из зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ касательно Киева он ответил “зеркальными” мерами со 2 января. По официальной формулировке, с этой даты ко всем товарам происхождением из России применяются льготные ставки ввозных пошлин, установленные Таможенным тарифом Украины, а преференциальный режим (свободная торговля) отменяется. Это примерно соответствует действиям РФ и определяется постановлением Кабмина №1146 сроком на 1 год “или до прекращения нарушения Российской Федерацией Договора” о ЗСТ.
Что же касается продовольственного эмбарго, то на него ответили в расширенном формате: кроме ряда агротоваров и продуктов, в отечественный вариант включили и все средства защиты растений (СЗР; инсектициды, гербициды и др.) – а не удобрения, как сообщали СМИ. Меры вступили в силу 10 января 2016 г. и до 5 августа этого же года.
Интересно, что за 10 месяцев 2015 г. украинский экспорт в Россию по разделам I-IV УКТВЭД, то есть по товарам АПК и продовольствию, составил $225,6 млн., или 5,6% всех поставок в РФ в денежном выражении. Однако в современных кризисных условиях для национальных производителей это тоже значительная сумма, которая будет вычеркнута из доходов.
В свою очередь, федеральные поставщики в аналогичный период по этим же кодам продали в Украину продукции на $186,7 млн. – это 2,9% импорта на данном направлении. Впрочем, и без этих цифр понятно, что удельный ущерб “федералов” от санкций Киева будет значительно меньше, чем в обратном направлении: у российского сельского хозяйства и пищепрома на порядок больше масштаб, в т. ч. внутренний спрос, уточняет эксперт по экономической политике Виталий Кулик. Так что отечественные контрмеры скорее направлены на “сохранение лица”, чем на реальный ущерб России. С другой стороны, они все же помогут украинским предприятиям несколько нарастить продажи, замещая запрещенные товары из РФ и тем самым компенсируя потерю федерального рынка. Потребитель же этого почти не заметит: на рынке Украины нет такого российского продовольствия, отсутствие которого ощутила бы основная масса покупателей, констатирует В. Кулик. То же самое справедливо в обратном направлении.
А вот с СЗР ситуация противоположная: отечественные аграрии зависят от импорта этих веществ, и запрет традиционных поставок из России заставляет их переориентироваться на другие источники, включая Китай с его рискованным качеством продукции. Нет сомнений, что, теряя деньги – в том числе из-за торговой войны столиц, украинские агрокомпании сделают ставку на самые дешевые СЗР, включая китайские. Для справки: ввоз таких веществ из РФ в январе-октябре-2015 составил немногим более $20 млн.
В целом же санкции как Кремля, так и Украины можно назвать частичными и относительно сдержанными, говорят аналитики. Причина в том, что обе страны по-прежнему во многом ориентированы на взаимные товарные поставки, и российская зависимость тут не меньше, чем наша (включая природный газ, по которому отечественный рынок раньше давал Газпрому более 25% сбыта в стоимостном эквиваленте). Это касается не столько продовольственных кодов, попавших под взаимное эмбарго, сколько машин и оборудования. А промышленность Украины нуждается в российских минеральных удобрениях и других химматериалах. (МинПром/ Пищепром Украины и мира)