Продовольственные ритейлеры Укрианы практически отказались от развития. В I квартале т.г. игроки открыли только 47 магазинов, подчитала исследовательская компания GT Partners Ukraine. Для сравнения: за январь-март прошлого года сети расширились на 92 торговые точки. Эксперты уверены, что развитие рынка тормозит падение покупательской способности, дорогое банковское кредитование и курсовые качели. Сегодня, по данным экспертов, в Украине работает 3,33 тыс. продовольственных магазинов.

Большая часть новых точек – дискаунтеры и “магазины у дома”. “В I квартале на них пришлось 83% от общего количества открытых объектов, тогда как за аналогичный период их доля составила 33%”, – отмечает директор GT Partners Игорь Гугля. Смена приоритетного формата и замедление темпов развития ритейлеров имеют одну причину – экономическую. Ситуация в банковской сфере не способствует выдаче кредитов, а на собственные деньги могут развиваться далеко не все операторы, говорит директор департамента маркетинга сети Varus Екатерина Огуряева. “Возросли расходы на запуск, значительная часть которых привязана к долларовой составляющей”, – отметила она.

У банков нет свободных средств из-за оттока депозитов (по данным НБУ, с января по март он составил 18 млрд. грн.), а Национальный банк реально выдает рефинансирование под 33% годовых в гривне. В открытие одного “магазина у дома” нужно вложить около 1 млн. грн., в супермаркет – 8-12 млн. грн., а в гипермаркет – около 24 млн. грн., подсчитывает управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий. “Магазин небольшого формата может окупиться за 2-3 года”, – добавляет он. В смене приоритетов по формату свою роль сыграло и отсутствие подходящих больших помещений, но все же основная причина носит экономический характер.

Рынок продовольственной розницы практически насыщен, поясняет антирекород по развитию сетей председатель правления Инвестиционно-трастового банка Александр Подолянко. По данным Государственной службы статистики, в январе-марте розничный товарооборот в Украине сократился на 25,6% и составил 103,9 млрд. грн. Косвенно это подтверждает и совладелец продовольственной сети “Фуршет” Игорь Баленко, по словам которого обороты ритейлеров в I квартале выросли примерно на 5-7% в денежном выражении по сравнению с таким же периодом 2014 г. “Но количество проданных наименований товаров снизилось”, – заметил он. По словам трех директоров ритейлеров, с начала года цены на продукты на полках продовольственных магазинов выросли в среднем на 30-40%. До конца года темпы развития сетей не вырастут, уверен И. Гугля. “Мы предполагаем, что сети откроют вдвое меньше магазинов по сравнению с прошлым годом”, – отмечает он. Связано это с тем, что до конца т.г. экономическая ситуация в стране не улучшится. (АПК-Информ/Пищепром Украины и мира)

Добавить комментарий