По мнению российских экспертов, введение контрсанкций оказало негативное влияние на качество продуктов. Государственные контрольные органы не могут справиться с потоком новой продукции, а существующая система штрафов не стимулирует производителей улучшать качество товаров, потому что в конечном итоге остается виноватым продавец.
В 2010 г. на России была отменена обязательная сертификация пищевых продуктов и вместо нее введена процедура обязательного декларирования соответствия. Таким образом, ответственность за качество и безопасность продукции была полностью переложена с сертифицирующих органов на производителя. “Они обращаются в любую лабораторию, проводят исследования и получают протоколы. Орган по сертификации в итоге занимается лишь тем, что проверяет комплектность документов и передает через информационную систему данные в общий реестр. Никакой последующей ответственности он не несет”, – рассказал председатель общества защиты прав потребителей “Росконтроль” Александр Борисов.
По словам главы другого общества защиты прав потребителей – “Общественный контроль” – Михаила Аншакова, отмена сертификации была исключительно декларативной мерой. “Тогда президентом был Дмитрий Медведев. Его любимая фраза была “хватит кошмарить бизнес”. Чиновники взяли под козырек, отменили сертификацию и отчитались: дескать, административные барьеры устранены”, – считает он. В результате стали избирательны проверки продуктов в магазинах и на предприятиях. К тому же, в случае обращения недовольных покупателей в суд, производителю грозит лишь небольшой штраф. Практика “Росконтроля” показала, что “опасных” товаров на полках в российских магазинах хватает. “Мы проверили порядка 50 категорий продуктов. В каждой категории закупались самые популярные федеральные торговые марки”, – отметили в ОЗПП. По итогам проверок организация составила рейтинг самых неблагополучных категорий: бутилированная вода, творог, куриное филе, сметана, слабосоленая семга, глазированные сырки, тушенка, сосиски, пельмени, красная икра. “При снижении конкуренции на рынок хлынули новые производители и новые товары. Это произошло стремительно: известные продукты ушли с рынка, дефицит требовалось закрывать”, – напомнил Борисов.
По мнению Аншакова, контролировать качество должны госструктуры, “но на России эта система разрушена”. Он напомнил, что в наследство от Советского Союза Россия получила 75 тыс. ГОСТов. В 2003 г. их сделали необязательными в связи с принятием закона о техническом регулировании. “Тогда все и посыпалось. Сначала ГОСТы отменили одним росчерком пера, потом пообещали ввести вместо них 400 технических регламентов. На сегодня принято меньше 30. Именно поэтому в России не возбраняется выпускать колбасу и не класть туда мясо, а продукт называть “мясным”, – заметил эксперт.
На официальный запрос о системе контроля качества продукции на России в Роспотребнадзоре не ответили. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) заявили, что вынуждены сами проверять качество поступающей на полки продукции, потому что в конечном итоге несут львиную долю ответственности перед покупателем. “Торговая сеть отвечает за все: за недостоверный состав, за количество пищевых веществ в маркировке, за достоверность указанной в ней пищевой ценности, за мелкий шрифт и т.п.”, – рассказала глава комитета по качеству АКОРТ Светлана Чебарова. Кодекс об административных правонарушениях влечет наложение штрафа за недостоверное декларирование соответствия продукции – от 100 тыс. до 300 тыс. руб. И эти штрафы выплачивает ритейлер, поскольку разделения ответственности между ним и производителем на России не существует, а проверки, как правило, проходят по месту приобретения продукта.
Именно поэтому торговые сети сами проводят экспертизу. “Мы вынуждены оплачивать многочисленные лабораторные исследования, обследования, экспертизы и аудиты, в связи с отсутствием гарантий качества со стороны производителей”, – подчеркнула Чебарова. Однако Аншаков напомнил: “Все прекрасно понимают, что у нас на полках примерно 50 процентов некачественных товаров, но при этом мало кто подает в суд. Потребитель не станет тратить полгода жизни на суд из-за йогурта за 30 рублей. В Европе ему достаточно позвонить по определенным телефонам. Но у нас это невозможно, потому что принята политическая воля – разрешить производителю все”. (DW/Пищепром Украины и мира)