Цены на потребительские товары на юге России растут быстрее, чем инфляция, причем на несколько процентов быстрее официальных – уже двузначных – данных. Ситуацию в регионе не спасает даже наличие собственных перерабатывающих производств во всех отраслях сельского хозяйства, но далеко не в каждом случае подорожание продуктов объясняется санкциями и обвалом рубля.

По данным Росстата, потребительская инфляция в ноябре 2014 г. составила 12,6% по отношению к ноябрю 2013 г. Однако, по мнению ряда аналитиков, реальный рост цен на продовольственные товары выше этого показателя как минимум на 5-7%. В ходе недавнего круглого стола, организованного ростовским медиа-центром “МедиаС”, например, говорилось, что некоторые продукты питания за три последних месяца прибавили в цене до 30%. А после Нового года скачок цен на некоторые группы розничных товаров может достигнуть 25%.

По словам Александра Кириенкова, генерального директора ростовской сети “Солнечный круг”, насчитывающей 17 супермаркетов, начиная с августа 2014 г. производители сыров регулярно повышали цены на 7-10% в месяц. В частности, привел пример Кириенков, белорусский завод “Золото Полесья” с ноября по декабрь 2014 г. поднял цены на 20,7%, а рост цен одного из донских заводов, выпускающего сыры под маркой “Радость вкуса”, с сентября по декабрь 2014 г. составил 26%. Мотивация такова: цены приходится повышать “на фоне значительного сезонного снижения производства сырого молока и обострения конкуренции за него между производителями”.

Сезонное повышение цен на сырое молоко, действительно, имеет место, подтверждает Денис Афанасьев, директор по маркетингу и продажам ростовской группы компаний “Белый медведь”. “В 2013 г. цены повысились в общей сложности на 25-30% за год, в этой динамике заложен рост цен на ГСМ, энергоносители, стоимость упаковки. К тому же мы пережили серьезный кризис молочного производства”, – пояснил Афанасьев. В то же время, по его словам, цены на питьевое пастеризованное молоко и молочные продукты росли совсем не такими темпами, как на сыр, хотя эта отрасль тоже подвержена сезонному дефициту сырого молока.

Согласно данным департамента потребительского рынка Ростовской области, стоимость 1 л пастеризованного молока на 4 августа 2014 г. составляла 42,8 руб., а на 5 ноября – 43,8 руб. Столь же незначительное повышение цен отмечает и департамент цен и тарифов Краснодарского края: на соответствующие даты 1 л молока стоил 36,76 руб. и 37,97 руб. Таким образом, динамика цен на молоко за три месяца составила в Ростовской области 2,34%, а на Кубани – 3,3%. И даже если сделать поправку на погрешность вычислений, 25-30%-ного скачка цен на молочные продукты увеличением стоимости сырья не объяснить. В частности, производители сыра, скорее всего, попросту извлекают выгоду из сложившегося дефицита. Александр Кириенков, например, отмечает, что после введения Россией ограничений на импорт сыров ритейлеры потеряли до 90% ассортимента в этой товарной категории, заполняя полки разными вариациями сыров, аналогичных сорту “Российский”.

Не слишком убедительно выглядят политические факторы и в случае с повышением цен на курятину, которое началось в августе 2014 г., когда рубль более или менее держался во вменяемых рамках. Однако несмотря на то, что потребности российского рынка в этом мясе удовлетворены за счет собственных ресурсов на 93-95%, производители объясняли необходимость повышения цен удорожанием кормов и витаминов, которые закупаются за границей. На это же обстоятельство пеняли и производители куриных яиц. Например, по данным “Солнечного круга”, с октября 2014 г. птицефабрика “Таганрогская” повысила цену на 33%, а “Аксайская” – на 21%. “Однако когда потребители увидели, что стоимость мяса курицы приближается к стоимости индейки, они просто перестали ее брать – и недавно мы стали наблюдать некоторое снижение цены на птицу”, – обрисовал развитие ситуации Александр Кириенков.

Отдельной статьей идет паническое повышение цены на гречневую крупу, рациональных причин для которого совсем не было. По данным Минсельхоза РФ, в России в 2014 г. было собрано 744 тыс. т гречихи при среднегодовой потребности страны в 550 тыс. т. Юрий Бондарев, директор ростовского ООО ПТО “Основа”, крупного оптовика, поставляющего в продуктовые сети крупы, сахар и прочие продукты питания, считает, что ответственность лежит на производителях. “В последние два-три года гречневая крупа была дешевле риса на 60-70%, и я предполагаю, что производители просто ждали каких-то слухов о наводнении или неурожае, хоть какого-то повода для повышения цен”, – комментирует он нашумевшую ситуацию с гречкой. Анна Бодрова, старший аналитик компании “Альпари”, считает, что “гречневая паника” стала следствием искусственно возбуждаемого ажиотажа: сети, ссылаясь на поставщиков, которые за осень взвинтили цену на 154%, сообщали об ограниченном отпуске гречки, а покупатели стремились ею запастись. “Ситуация с инфляцией совсем не радует, – говорит Бодрова. – Показатель близок к двузначному – последний раз российская инфляция переходила этот рубеж в 2008 г., в разгар финансового кризиса. Ритейлеры говорят, что “сверху” была спущена директива держать цены до Нового года, и если так, то в январе мы проснемся несколько в иной реальности: цены на разные группы розничных товаров в первый месяц 2015 г. могут вырасти до 25%”. Иными словами, если сети, поставщики и производители не будут готовы поступаться своей доходностью, покупатели с января 2015 г. просто уйдут на рынки – или в огород. (Эксперт-Юг/Пищепром Украины и мира)

 

Добавить комментарий