Некоторые российские компании готовы вести наступательные действия на рынке, несмотря на негативные прогнозы развития экономики.
“Какие планы на 2015 г.? – переспрашивает Игорь Медведев, генеральный директор воронежской компании “Эколенд”, торгующей овощными консервами и растительными маслами. – Вообще-то, у нас есть четкая стратегия: мы ее приняли в 2008 г. и до 2033 г.”. Начав с дистрибуции, компания дрейфует в сторону создания собственного аграрного производства. Сейчас она уже размещает заказы на выпуск продуктов под своей маркой и по своей технологии, а в будущем намерена “дойти до матушки земли”.
На фоне панических ожиданий, охвативших все рынки в конце прошлого года, удивительными кажутся итоги опроса, проведенного в ноябре “Институтом Тренинга – АРБ Про”, в котором приняли участие более 350 первых руководителей российских негосударственных компаний. Оказалось, что большая часть опрошенных планирует в 2015 г. активно развивать свой бизнес: инвестировать, наращивать долю рынка, осваивать новые направления деятельности. Хотя, казалось бы, при намечающемся углублении кризиса и рецессии это почти невозможно.
В самом “Институте Тренинга” связывают полученные результаты со спецификой выборки, в которой представлены отнюдь не среднестатистические структуры. Речь идет о партнерской сети “Института”, консультирующего по стратегическим вопросам, так что во главе этих компаний стоят квалифицированные менеджеры, способные минимизировать риски развития. “Большинство этих компаний возглавляют уверенные управленческие команды, которые постоянно наращивают компетенции и делают что-то новое, выходящее за рамки отраслевой практики. Многие целенаправленно поддерживают финансовую устойчивость, у них нет катастрофических долгов”, – поясняет Демид Голиков, руководитель направления стратегического планирования.
Главная отличительная черта компаний-оптимистов – стратегический подход к бизнесу, которого они придерживаются отнюдь не со вчерашнего дня. Поэтому нынешние пертурбации на рынке для них – это эпизод в череде давно и постоянно отслеживаемых изменений внешней среды.
Дистрибутор алкоголя из Екатеринбурга “Семь пятниц” еще два года назад подметил, что оптовиков в регионе теснит сетевая розница, причем дисконтная. Компания начала развивать сеть розничных алкогольных магазинов, постепенно добавляя в ассортимент продукты, и сейчас она обладает компетенциями в розничном бизнесе, которые позволяют ей не снижать темпов роста даже в кризис. “В 2013 г. у нас было 15 магазинов, в прошлом – уже 125, а в 2015 г. планируем открыть еще 300”, – рассказывает владелец “Семи пятниц” Владимир Чамовских. Кроме того, компания начала в 2015 г. продавать франшизу в регионы, на которую поступило на конец 2014 г. уже сто заявок.
Нетрудно заметить, что, ставя задачей обеспечение стабильности в меняющемся мире, опрошенные компании сами постоянно меняются. Главным образом это касается рыночного предложения, которое, по словам игроков, всегда должно быть уникальным. А значит, необходимо часто пересматривать ассортимент, искать новые возможности продвижения продукта или услуги.
В “Эколенде” формулируют это как “предложить стандартный ассортимент с нестандартным решением”. Компания сделала ставку на натуральность консервов: она одна из немногих, кто предлагает потребителям томат-пасту, не загущенную крахмалом, а также консервированные огурцы, выращенные без нитратов и замаринованные в растворе на основе биоуксуса или молочной кислоты. В ближайшие годы в рамках этой стратегии “Эколенд” сделает еще один неочевидный шаг – начнет развивать в России культуру потребления оливкового масла. “У нас и знают только, что Extra Virgin. Но какой сорт оливок, какой купаж, к каким блюдам какой сорт масла подходит… Написать на бутылке “оливковое масло” – все равно, что написать просто “вино”, не сообщая, где оно произведено, из какого винограда”, – горячится Игорь Медведев. Сеть “Семь пятниц” просто завозит в свои магазины уникальные продукты, в том числе из США, такие, как, например, снятая несколько лет назад с производства в России “кока-кола ваниль”.
В ценовой конкуренции чувствуют себя уверенно многие респонденты.
В “Семи пятницах” готовы поддерживать цены в своих магазинах на 10-15% ниже, чем в крупных сетях. А франшизу продавать примерно в три раза дешевле аналогичной, что делает предложение весьма выгодным для франчайзи.
Самый животрепещущий вопрос, возникающий в связи с темой развития бизнеса в 2015 г., это, конечно, вопрос его финансирования. И тут результаты опроса могут многих разочаровать: практически все компании-оптимисты предпочитают расти, опираясь в первую очередь на собственные ресурсы, а не на заемные средства. В связи с этим наличие определенной финансовой подушки остается их постоянной заботой, частью стратегии.
Естественный инструмент формирования финансовой подушки – постоянная забота о повышении рентабельности бизнеса путем снижения издержек. Этим участники опроса занимаются давно и системно, о чем, в частности, говорит такой факт. Доля компаний, у которых в 2014 г. выросла рентабельность, намного больше доли тех, кто нарастил выручку (76% против 46%). А средства для этого они используют по большей части стандартные.
В “Эколенде” рассказали, что постоянно анализируют всю цепочку создания стоимости, от поставщика до продавца, и ищут наименее затратные варианты. “Очень часто, – поясняет Игорь Медведев, – зарубежный продукт проходит через несколько звеньев: импортер, дистрибутор по России, дистрибутор по региону. Отсюда накрутки в себестоимости. Мы же стремимся эту цепочку сократить, выйдя напрямую на поставщика”. В отношении того же оливкового масла компания приняла важное решение: везти его через границу не бутилированным, а в цистерне и разливать на собственных производственных площадях, благодаря чему снижаются логистические и транспортные издержки на литр продукта. В “Семи пятницах” открыли собственный цех по производству торгового оборудования и вывесок, которые теперь обходятся компании на 60% дешевле тех, что предлагает рынок. (Эксперт/Пищепром Украины и мира)