Картофель может вырасти в цене до 6 грн./кг к середине февраля, сообщила руководитель аналитического департамента консалтингового агентства “ААА” Мария Колесник. Сейчас розничная цена составляет 4-5 грн. По ее словам, традиционного зимнего подорожания картофеля в этом году практически не было, поскольку запасы оказались слишком большими, а цена – слишком низкой. “Думаю, что дальнейший рост цен тоже будет небольшим: не более, чем на 1 грн./кг в крупном опте к середине февраля”, – уточнила она.
А вот будет ли ценовой рост в конце зимы будет зависеть от запасов товара к моменту появления на рынке молодого картофеля. Если предложение и дальше будет превышать спрос, то возможно даже снижение стоимости клубней. По данным руководителя проекта “АПК-Информ: овощи и фрукты” Татьяны Гетьман, перепроизводство картофеля, а также снижение потребительской базы уже привели к 60% снижению его стоимости по сравнению с 2013 г. Аграрии подтверждают сложность ситуации. По словам коммерческого директора компании “Укркартофель” Алексея Ильина, в декабре отпускная цена овоща была около 2 грн./кг, а сейчас колеблется в пределах 2-2,8 грн./кг. “С учетом девальвации гривны, это все равно, что год назад торговать по 1 грн./кг. Это не цена, но поднять мы ее не можем”, – говорит он.
Это создает угрозу урожаю 2015 г., поскольку многие фермеры не имеют достаточных средств для закупки резко подорожавших импортных семян, средств защиты растений и других материально-технических ресурсов для проведения посевной кампании. Кстати, в ТД “Укркартофель” прогнозируют, что в 2015 г. затраты на выращивание клубней вырастут минимум на 40-50% из-за девальвации. Удобрения, например, уже подорожали с 3,5-4 тыс. грн/т. до 8 тыс. грн. А позже ситуацию может усугубить планируемое правительством введение налога на импорт.
В то же время, по словам эксперта, из-за отсутствия цивилизованного рынка торговли овощами делать какие-либо прогнозы по изменению цены и, соответственно, рассчитать рентабельность производства, тоже очень сложно. “Это больше похоже на лотерею. Вмешивается какой-нибудь неожиданный фактор, и цена резко меняется”, – отметил Алексей Ильин. Например, в 2013 г. дожди испортили значительную часть урожая, и цена сразу же выросла, хотя перед этим прогнозы были неплохими. А в прошлом году погодные условия были хорошие, но некачественного товара тоже оказалось много, так как ряд компаний сделали ставку не на качество, а на количество. “И чтобы все продать, они демпингуют”, – говорит Ильин.
Правда, по словам Марии Колесник, уже есть регионы, где производство даже мелкими производителями (фермеры и частные хозяйства) поставлено на промышленную основу. Например, львовский оптовый рынок “Шувар” несколько лет практикует выращивание продукции “под себя”, заключая соответствующие договора с мелкими производителями на тот или иной вид агропродукции. Селяне сразу фасуют и формируют товарные партии для продажи на этом рынке. “Но ничего подобного в регионах, где традиционно выращивается больше всего картофеля – Житомирской и Черниговской областях – не наблюдается. Там просто оптовики скупают товар или частники сами пытаются его продать”, – в тоже время признала Колесник.
Пока же ситуацию с перепроизводством картофеля мог бы исправить экспорт продукции. Однако, как сообщила Татьяна Гетьман, успешно экспортировать картофель Украине мешает не столько запрет на поставки в Россию, сколько отсутствие необходимых объемов качественной продукции. По словам эксперта, сегодня качественный картофель в нашей стране выращивают единичные хозяйства, а их продукция пользуется очень высоким спросом на внутреннем рынке (торговые сети и переработчики картофеля).
“В Украине проблема в том, что производится много, но плохого картофеля. При этом его себестоимость очень высокая. А если его помыть и довести до товарного вида (на экспорт), то из-за большого количества отходов (примерно 30%) тонна продукта получится просто “золотой”. Выращивать некачественный невыгодно. А для производства качественного нужны инвестиции. В нынешней экономической ситуации это проблематично”, – подчеркнула Гетьман. В таких условиях, производители наверняка будут сокращать посевные площади. “В прошлом году появилось множество мелких компаний, которые хотели заработать на этом рынке. Думаю, что они не получили ожидаемых выгод и в сезоне 2015/2016 годов откажутся от выращивания картофеля. Соответственно, товара будет меньше, а цена его выше”, – говорит Ильин. (АПК-Информ/Пищепром Украины и мира)