Московские рестораторы придумывают свои способы выживания во время экономического спада. Сеть демократичных пивных ресторанов “Кружка” будущей весной запустит альтернативный формат “Кружка экспресс” с минимальным меню и средним чеком 300 руб. В кризис открывать новые заведения выгодно: в этот период освобождается много площадей, собственники помещений охотно идут на уступки.
Сеть пивных “Кружка” запускает новый формат “Кружка экспресс”, рассказала вице-президент компании Галина Костив. Она уточняет: “Это будет та же “Кружка”, но меньшей площади по сравнению с действующими ресторанами. Меню будет минимальным: шаурма, бургеры, картофель фри, пиво, напитки. Для подачи будет использоваться одноразовая упаковка”. Сейчас средняя площадь “Кружки” составляет 300-400 кв. м, средний чек – 460-470 руб. Новые заведения планируется размещать в помещениях площадью до 100 кв. м, средний чек сократится в среднем до 300 руб. В “Кружке” не скрывают: новый формат пришлось разрабатывать из-за ухудшения экономических условий, что привело к общему спаду потребления и предпринимательского климата в Москве в целом. Кроме того, из-за запрета курения посещаемость ресторанов и кафе сократилась почти на 20%.
Первое заведение “Кружка экспресс” планируется открыть весной 2015 г. “Мы обкатаем формат в Москве, чтобы продавать франшизу в регионы”, – говорит госпожа Костив. Франшиза на действующие рестораны стоит 1 млн. руб. для Москвы и 500 тыс. руб. для регионов. Цена франшизы на “Кружку экспресс” сейчас рассчитывается. “Она не должна быть дороже 10-15% от стоимости вложений”, – убеждена Галина Костив. По ее оценкам, сумма инвестиций в одно заведение “Кружка экспресс” не превысит 3-3,5 млн. руб. Сеть пивных ресторанов “Кружка” появилась в 2002 г. Сейчас в нее входят 54 ресторана в Москве (10 собственных, остальные франчайзинговые) и 5 региональных (включая один в Минске). Рестораны принадлежат российским бизнесменам, имена которых, как и финансовые показатели компании, не раскрываются.
Новый формат может быть успешен в регионах, убеждена эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская. Но для его тестирования целесообразнее использовать небольшие города, например, в Подмосковье. Запуск нового формата в кризис имеет свои преимущества. “Освобождается много площадей, и можно торговаться по условиям аренды. Именно благодаря этому в кризис 2008-2009 гг. сегмент общественного питания сохранил позиции”, – отмечает госпожа Рождественская. По ее словам, концепции недорогих пивных ресторанов в целом востребованы в регионах. Так, открыть по франшизе Harat`s Pub на площади 180-200 кв. м стоит в пределах 10 млн. руб., а полноформатный пивной ресторан (350-400 кв. м) – от 28 млн. руб.
Еще в первом квартале этого года, до того как начались валютные колебания, рестораторы бодро рассказывали о том, что в России начинает укрепляться культура питания вне дома. Спрос на услуги кафе и ресторанов пока растет. По данным Росстата за январь-октябрь 2014 г., оборот общественного питания в стране составил 986,7 млрд. руб., что на 1,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но темпы прироста снижаются: в январе-октябре 2013 г. оборот сегмента общественного питания вырос на 4,4% и составлял 912,2 млрд. руб.
Большинство опрошенных участников рынка отказались комментировать текущий спрос, намекая на общую нестабильность ситуации. Представитель холдинга “Арпиком” (стейк-хаусы “Гудман”, рыбные рестораны “Филимонова & Янкель”, пивные рестораны “Колбасофф”) Юлия Филимонова говорит, что отток посетителей заметен. “Это отчетливо видно по сокращающимся заказам на банкеты”, – уточняет она. “Арпиком”, по словам госпожи Филимоновой, в качестве антикризисной меры сосредоточится на развитии пивных ресторанов “Колбасофф”. Это понятная недорогая концепция ресторанов с сытной едой, большими порциями и относительно небольшим средним чеком, резюмирует представитель “Арпикома”. (Коммерсант/Пищепром Украины и мира)