Амбиции украинских овощеводов относительно выхода на рынок Ближнего Востока и Средней Азии не являются бессмысленной мечтой. Для этого есть определенные возможности, реализовать которые можно только при условии кропотливой работы. Такого мнения придерживается Александр Марченко, коммерческий директор компании ООО “С-Росток”, одного из ведущих в Украине производителей широкого ассортимента овощей.
“В условиях российского эмбарго выбор у овощеводов Украины невелик: нам придется искать альтернативные рынки сбыта, – говорит А. Марченко. – Нужно откровенно признаться, что ранее в отношении изучения новых рынков сбыта дальше слов мы практически не двигались, теперь же пришло время действовать. Я полагаю, что у наших овощеводов есть реальные перспективы выхода на рынок Ближнего Востока и Азии, но для этого нужно много работать. Качественные овощи мы уже научились и выращивать, и хранить. Теперь нужно предпринимать конкретные шаги для того, чтобы о нашей продукции начали говорить в таких странах, как Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Катар”. Одной из особенностей рынка овощей на Аравийском полуострове является массовое потребление сорта лука, который в Украине не выращивается. Также стоит отметить, что морковь, которую в Украине без претензий покупают как оптовые компании, так и ведущие розничные сети, не удастся продать на Аравийском полуострове.
“В целом, структура потребительского рынка Аравийского полуострова весьма отлична от Украины, – говорит А. Марченко. – Однако выход на этот рынок украинской продукции вполне возможен, в случае твердого намерения ведущих украинских производителей быть участником данного рынка. Нужно принять волевое решение и пересмотреть подходы к выращиванию и упаковке готовой продукции”. По мнению эксперта, для украинских производителей ахиллесовой пятой в намерении получить часть рынка Аравийского полуострова является крайне дорогая логистика.
“В одиночку этот барьер, по-моему, непреодолим, – продолжает А. Марченко. – К примеру, фрахт из Китая (одного из ведущих поставщиков моркови) рефрижераторного контейнера стоит в 2 раза дешевле, чем из Украины. Только объединение нескольких крупнейших хозяйств в один торговый локомотив способно быстро и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции. В данном случае важно принять тот факт, что указанный рынок существует гораздо дольше, чем независимая Украина, и разительно отличается от нашего. Мы в состоянии занять на нем свою нишу, нужно просто перестроить свое мышление и разделять в сознании производство, ориентированное на внутренний рынок и на рынок Ближнего Востока”. (АПК-Информ/Пищепром Украины и мира)