Минсельхоз РФ предлагает начать господдержку продвижению на рынки иностранных государств российской винодельческой продукции. Такая норма содержится в тексте проекта федерального закона “О развитии виноградарства и виноделия”, разработанным министерством. Обсуждение этого документа станет одной из главных тем на Всероссийском саммите виноделов, который состоится 18 октября в поселке Абрау-Дюрсо Краснодарского края. Законопроект прописывает принцип значения виноградарства и виноделия как традиционной и важной составляющей сельского хозяйства.
Минсельхоз предлагает поддерживать на государственном уровне не только виноградарские хозяйства, но и производителей и экспортеров вина с защищенным географическим указанием или наименованием места происхождения. Также министерство намерено создать благоприятные условия для производства такого вина. Утверждать список вин, которые именуются по названию места производства, будет министерство на основании предложений винодельческих саморегулируемых организаций, говорится в проекте документа. Сейчас в России нет государственной системы классификации вин по месту производства, однако закон о госрегулировании алкогольной отрасли в 2012 г. разрешил производителям вина особо указывать на бутылках, где оно было сделано, говорит президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.
“У нас уже сложился прообраз таких названий, которые присваиваются столовым винам, так что если эта система будет принята, новые продукты с такими наименованиями быстро начнут появляться на рынке”, – заверил он. Регионы уже в целом определились с крупными географическими названиями своих винных регионов, отметил Попович. “Самое крупное наименование – Кубань, Ростовская область предложила Долину Дона, Дагестан также хочет защитить название республики для виноделов”, – сказал он. То же самое хотят сделать Крым и Севастополь, уточнил глава отраслевого союза.
Однако крупный экспорт кубанских вин и дагестанских коньяков пока имеет весьма отдаленную перспективу, полагает руководитель Центра федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРА) Вадим Дробиз. Пока российские виноделы осуществляют эпизодические имиджевые поставки, отмечает он. “Многие годы должны пройти для коммерческого экспорта, наши вина признали за рубежом только 4-5 лет назад, награждая на Лондонских дегустационных конкурсах”, – подчеркнул собеседник агентства. Российским виноделам пока важнее сосредоточится на конкуренции с иностранными производителями на домашнем рынке, заключил он.
Вина защищенного географического указания или наименования должны производиться посредством полного цикла в границах зоны, указанной в названии напитка. Вина высшего качества, названные по месту происхождения, ценятся в мире значительно выше, чем категория марочных вин, связанных главным образом с многолетней выдержкой. К наиболее известным маркам такой категории относятся Бордо, Бургундское, Рейнское, Кьянти, также французские виноделы защищают крепкий виноградный напиток, произведенный в провинции Коньяк, и игристое вино из Шампани. По данным ЦИФРРА, в 2013 г. в России было продано 1 млрд. бутылок столового вина (без учета игристого), продажи российского вина составили 65% этого объема или около 695 млн. бутылок, импортное вино составило около 35% продаж или 375 млн. бутылок. (АПК-Информ/Пищепром Украины и мира)