Рынок козьего молока складывается в России трудно и медленно. Почему одни предприниматели добиваются высокой продуктивности производства, а другие терпят крах? Структура жира и белка в козьем молоке максимально близка к структуре грудного. Жировые шарики козьего молока в десять раз меньше жировых шариков коровьего, а белок имеет другой фракционный состав и практически не вызывает аллергии и расстройства пищеварения. В козьем молоке много калия, витамина В12, который отвечает за кроветворение и контролирует обменные процессы, а также изрядное количество кальция, фосфора, железа и витаминов в легко усваиваемых формах. Оно обладает ранозаживляющими свойствами, способствует восстановлению организма после стресса и физических нагрузок. Информация о пользе козьего молока доступна и убедительна настолько, что остается резюмировать: всем немедленно пить его ведрами! Но ведь не пьем, не приучены. Рост спроса на экологически чистые и полезные продукты из козьего молока, особенно востребованные в детском и диетическом питании, способствует тому, что количество небольших козоводческих ферм на Урале постоянно увеличивается.
В Пермском крае первое промышленное производство козьего молока пущено в июле прошлого года – вложения в проект ООО Агрофирмы “Юговское” составили 3,3 млн. руб., из них 1 млн. руб. предпринимателям возместили из краевого бюджета. Стадо высокоудойной зааненской породы насчитывает 644 головы, из них маточных – 184. Доильный зал рассчитан на 70 голов одновременной механизированной дойки. На переработку молоко отправляют на близлежащий молзавод “Калинино”. В перспективе – пуск производства козьего сыра.
В Тюменской области в мае прошлого года открылась третья по счету козья ферма – в крестьянском хозяйстве Владимира Кизерова в Омутинском районе. Здесь 840 голов чистопородных коз, 250 из них дойные, продуктивность каждой – 3 л ежесуточно. Фермерское предприятие начало выпускать 32 наименования продукции из козьего и коровьего молока (в хозяйстве содержится и КРС): сыры, йогурты и даже мороженое. Фермер планирует расширение производства за счет наращивания поголовья коз до тысячи. Новая ферма технологична, оснащена итальянским оборудованием Milkline, укомплектована высокопродуктивными животными. А первыми в регионе козами занялись в Исетском районе, начав со стада в 300 голов. Географическое положение, близость к рынку, удачная транспортная схема – эти факторы повлияли на выбор места расположения фермы. Вторая появилась в ООО ПК “Молоко” в Нижнетавдинском районе, там 740 коз.
В Удмуртии первая и пока единственная козья ферма работает в селе Арзамасцево: ООО “Русич” два года назад завезло из Башкирии 125 дойных коз и 100 голов молодняка, сейчас в хозяйстве 800 животных. На идею предпринимателя Равелю Низамову натолкнули пустующие коровники. Теперь здесь планируют получить статус племенного хозяйства, увеличить численность животных до 5 тыс. (по соседству простаивает еще не один коровник), нарастить объемы производства, помимо молока выпускать сыр и творог.
В Башкортостане основная доля продукции овцеводства и козоводства приходится на подсобные хозяйства. В сельхозпредприятиях содержится всего 2% этих животных (16 тыс. голов), у фермеров – 12%. Природно-климатические условия республики благоприятны для успешного развития отрасли, однако темпы его все равно отстают от желаемых. Поэтому здесь разработали госпрограмму поддержки на 2013-2015 гг., в том числе помощь при приобретении племенных и товарных животных, а также оборудования.
Все проекты в отрасли начаты малым бизнесом на свой страх и риск. И подавляющее большинство хозяйств разоряется через несколько лет. Масштабного, промышленного козоводства в России никогда не было, нет опыта и традиций. В результате по потреблению козьего молока страна в последних рядах в европейском списке. В розничной торговле оно не превышает 1% от всех видов молока. В то время как во Франции, Греции, Италии, Испании, Голландии и Израиле доля фасованного козьего молока в общем объеме молочного рынка составляет 15-20%. На российском рынке две трети всех продаж приходятся на Москву и Санкт-Петербург. И проектов больше всего начато вокруг этих мегаполисов – рынок более емкий. Пока козоводы осваивают собственный рынок, значительную часть ассортимента на полках представляют импортные, зачастую произведенные из сухого молока продукты. Все предприниматели расскажут про “очень непростой путь” – благоприятных условий для развития нет. Что мешает?
С этим вопросом пришли к директору ЗАО НПО “Элита-комплекс” Александру Сатубалдину. Компания занимается производством семян многолетних трав (газонных и кормовых культур для сельского хозяйства), восстановлением загрязненных земель, имеет разработки в биотехнологии. В 2006 г. открыла козью ферму в деревне Корзуновка Ачитского городского округа (реализует проект ООО МПК “Ачитский”) – это первое промышленное производство козьего молока в Свердловской области. Приобрели итальянское доильное оборудование (за один раз можно подоить 48 коз), сельскохозяйственную технику (ферма имеет собственные корма), комплекс для переработки и упаковки молока. Планировалось, что в Корзуновке будет 810 дойных коз, столько же в соседней Сарге, и к 2009 г. фермы ежесуточно смогут производить 6 т козьего молока. Сегодня здесь 370 коз, в день получают 350 л молока, в течение недели отвозят 1 тыс. л пастеризованного молока в Екатеринбург. И столько же остается.
«Почему бизнес убыточный? Потому что не привыкло население пить козье молоко, к тому же оно дороже коровьего – не все продается, – рассказывает Александр Сатубалдин. – Три молоковоза доставляют молоко в тетрапаках в Екатеринбург, Первоуральск, раньше возили в Заречный и в Каменск-Уральский, но там возвраты слишком большие, автотранспорт не оправдывается. В сетевые магазины поставки оставили, а в маленькие убрали – возврат был до 40%. Открывая ферму, мы завезли 200 козочек зааненской породы из Ставрополья, нарастили дойное стадо до 570 голов. Но затем были вынуждены его сократить. С 2006 г. на прибыль еще не вышли. Правда, и убытки уменьшились с 4 млн. руб. в год, когда начинали, до 1 млн. Возможность выхода на безубыточность мы связываем с началом производства сыров и сыворотки. Оборудование уже полностью завезли. В течение трех месяцев надеемся подготовить производство к пуску. К тому времени у коз начнется окот, и если молока на сыры не будет хватать, передвинем старт нового производства на весну, когда его станет больше. Если сыры будут продаваться и нам удастся реализовать все объемы молока, начнем увеличивать поголовье. Производство молока и фасовку в тетрапаки оставим в Корзуновке, а производство сыров думаем расположить в Гусево, под Екатеринбургом. Если в этом году выйдем на плюс, то я с большим энтузиазмом займусь созданием здесь и племенной фермы: у компании есть земли, занятые под семеноводство многолетних трав. Хочу получать своих породистых коз, выравнивать поголовье, поднимать надои.
Потребление козьего молока растет, но медленно. В то же время если мы куда-то недопоставляем молока, тут же звонки идут, покупатели спрашивают, где можно приобрести продукт. Есть группа постоянных потребителей. В основном это люди, которые заботятся о здоровье своем и детей, часто продукт рекомендован им врачом. Но привлечь большое количество покупателей пока не получается. Рекламные акции в магазинах и на телевидении поднимали продажи ненамного и ненадолго. Мы общаемся с фермерами Ставрополья – они имеют доход, потому что продают сыр и молоко. Под Москвой есть прибыль: в столице все продается. А вот в Пермском крае новая ферма – я контактирую с собственниками – сейчас входит в ту же ситуацию, из которой мы годами вылезали: инвестиции произвели, а реализация низкая, денег не хватает ни на зарплату, ни на электричество. Такая, видимо, закономерность работы в сегменте.
Все по-разному достигают прибыльности, и никто не хочет рассказывать, как он 10-15 лет набивал шишки. Даже чем кормить коз, никто особо не говорит. Понятно, что сенаж и зерносенаж, но для надоев важен состав. И у работающих, и у тех, кто только хочет начать производство, не хватает знаний. Разобщенность в сегменте, – следствие того, что нет союза козоводов России, чтобы решать общие задачи.
К тому же с племенными животными в России проблема: я, например, третий год не могу купить козликов. Привозил из Питера, тамошние селекционеры уверяли, что в свою очередь получили их из Германии и Швейцарии. Результаты меня не устроили. Но ведь понимаешь, что купил не то, лишь на третий и четвертый год работы с животными… В России племенной работой занимается только Ставропольский НИИ животноводства и кормопроизводства, он не справляется со спросом.
Большие молокозаводы не занимаются переработкой козьего молока, объемы для них малы: по трубам, как они говорят, молоко размазать. Чтобы обеспечить кормовую базу, приходится выращивать горох, овес, клевер, прочие травы. Делаем из них зерносенаж или сенаж в зависимости от сроков уборки, а также фураж. Для козлят закупаем витаминную продукцию, а для коз корма все свои. В Корзуновке обрабатываем 400 га, в Сарге – 500 га, в Ачите – 700 га – не только для коз, но и для профильного бизнеса компании.
Сегодня с целью поддержки под молочным животноводством понимают только КРС. В него нужно внести и коз. Тому, кто решит вкладываться в отрасль, помощь пригодится на начальном этапе. Когда мы покупали племенных животных и оборудование, нам компенсировали 50% затрат, дотацию на молоко и единую поддержку на гектары. Но в принципе теперь у меня настрой такой: буду делать то дело, которое должно жить и без субсидий.
Заключать договоры с сетями тоже помогали в Минсельхозе, тяжело пробивали это два года. Сейчас нормально: развозим молоко в “Кировский”, “Пикник”, “Звездный”, “Елисей”, “Монетку”, позже добавили “Перекресток” и “Карусель”. А вот в “Ашан” и “Метро” попасть не удалось, и дело даже не в наших объемах. Мы так и не поняли, как туда заходить, все попытки тонули в бесконечных переписках и переговорах.
Желающие организовать фермы есть, они периодически к нам обращаются, причем не только частники, но и крупные компании, например, строительные. Конечно, они анализируют рынок и видят, что цены на козье молоко в два-три раза выше, чем на коровье. Однако радоваться этому не стоит. Несмотря на лечебные и питательные свойства козьего молока, покупатели в большинстве выбирают коровье просто потому, что на нем выросли. Поэтому затраты могут не окупиться, а рынок сбыта нужно постоянно расширять, прилагать немало усилий для систематического продвижения продукта. Но очевидно, что рынок козьего молока в стране складывается». (Эксперт-Урал/Пищепром Украины и мира)