Российских курильщиков с 2015 г. ждут очередные изменения. Но речь идет уже не о запрете дымить в общественных местах, а больше о смысловой части процесса. На сигаретных пачках больше не будет завлекательных слоганов, а надпись о вреде курения “переедет” на верх упаковки. Запрещен будет в России и оборот некурительных табачных изделий: насвая, снюса, нюхательного табака.
В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) обещают успеть согласовать за полгода окончательную редакцию техрегламента на табачную продукцию. В случае утверждения его нынешнего варианта российская табачная отрасль утверждает, что понесет финансовые издержки. При этом российские курильщики будут покупать более дешевые сигареты из Беларуси и Казахстана. Недавно состоялось заседание Консультативного совета по взаимодействию ЕЭК и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества. На нем обсуждались новые правила техрегулирования, которые планируется ввести в Таможенном союзе (ТС) в 2015 г. Обсуждались как техрегламенты по бытовым товарам, так и требования к производству грузовиков наряду с правилами, предъявляемыми к стройматериалам, в частности к цементу. Но самый быстрый эффект на жизнь россиянина может оказать техрегламент на табак.
Сейчас у России, Беларуси и Казахстана нет единых правил контроля качества табачной продукции. Как только техрегламент по табаку заработает, разные национальные правила будут гармонизированы. В ЕЭК подчеркнули, что отсутствие в ТС общих техстандартов ведет к появлению и распространению контрафакта. Страдает в итоге потребитель. Реализация требований техрегламентов ТС может поставить точку на этой проблеме. В проекте же табачного техрегламента содержатся три важных изменения. Во-первых, прекратится оборот некурительных табачных изделий. Во-вторых, будет запрещено размещать рекламные завлекающие слоганы на пачках. А предупредительные надписи о вреде курения будут маркироваться в ее верхней части.
В последнем требовании российский табачный бизнес видит “противоречие”: с одной стороны, предупредительная картинка не должна перекрываться другими надписями и элементами упаковки. А с другой – если картинка будет сверху, то часть изображения перекроет акцизная марка, а картинка окажется разделена на две части клапаном пачки. Если такое “противоречие” реализуют в ТС, то российской табачной отрасли придется понести немалые издержки на переформатирование упаковочного процесса. Опыт создания российского техрегламента на табачную продукцию в 2009 г. заставил табачную промышленность понести затраты на изменение упаковки. Как рассказал гендиректор отраслевой ассоциации “Табакпром” Андрей Межонов, тогда затраты составили до 22 тыс. евро на ассортиментную единицу продукции. По некоторым подсчетам, расходы на замену упаковки сигарет на территории ТС могут составить более 17, 5 млн. евро. (Агро Перспектива/Пищепром Украины и мира)