Экспортеры российских рыбных ресурсов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в случае введения в отношении России продовольственного эмбарго могут оставить страну без продуктов питания, заявили эксперты – участники круглого стола “Введение экономических санкций и ограничений в отношении России: оценка последствий для отечественного агропромышленного комплекса”.
Кроме того, по их мнению, к 2020 г. отечественный промысловый флот из-за изношенности и зависимости от импорта окажется у опасной черты. В случае объявления России продовольственного эмбарго, страна сможет обеспечить себя продовольствием лишь наполовину, констатировала заместитель начальника управления экспертно-аналитических работ Центра Елена Разумова. “Многие компании экспортируют рыбу в Китай и страны Юго-Восточной Азии для переработки и реэкспорта в Европу. Производительность труда в перерабатывающем секторе Китая и Азии в разы выше в сравнении с российскими работниками. Однако американцы – основные наши конкуренты, чья рыба более дорогая, уже оказывают давление на своих партнеров, чтобы те прекратили закупки российской продукции”, – озвучила возможный сценарий развития событий Разумова.
По мнению представителя Фонда восстановления и развития тунцового промысла “Марлин” Анны Горновой, кризис в Украине спровоцирован многими причинами, в том числе и борьбой за природные ресурсы – в частности, месторождения сланцевого газа. “Все это говорит о нарастании борьбы за распределение природных ресурсов в мире. Рыбные ресурсы, являясь возобновляемыми видами природных ресурсов, играющими огромную роль в обеспечении продовольственной безопасности всех без исключения государств, также являются объектами острейшей конкурентной борьбы между странами”, – отметила Анна Горнова.
Эксперт обратила внимание на то, что отечественный рыбный бизнес весьма существенно зависим от импорта. В условиях угрозы введения экономических санкций по отношению к России и обострения борьбы за распределение природных ресурсов, существует опасность введения дискриминационных мер на российские заказы при строительстве судов за рубежом, а также их комплектующие, считает Горнова. Участники круглого стола также отметили, что немногочисленные судостроительные проекты российского бизнеса в основном финансируются “длинными” кредитами, следовательно, есть риск повышения ставок финансирования по зарубежным кредитам. (Крестьянские ведомости/Пищепром Украины и мира)