Вытеснение традиционных структур розницы активно развивающимся сетевым ритейлом – эта тенденция в соседней России наблюдается уже несколько лет, однако в Казахстане пока не приобрела ощутимого масштаба. В РК по-прежнему много населенных пунктов, где сетевой ритейл практически не представлен. Если снова взглянуть на соседей, то там освоением небольших городов занимаются преимущественно дискаунтеры и магазины формата возле дома. В Казахстане такой формат сетевой торговли, как дискаунтеры, отсутствует. При этом стоит отметить, что крупнейшие сети России, “Магнит” и “Пятерочка”, как дискаунтеры создали лидеров ритейла СНГ – группы “Магнит” и Х5. Андрей Калмыков, управляющий директор консалтинговой компании Trade Help, уверен: Казахстан очень ощутимо отстал от России в развитии сетевого ритейла. Однако этот рынок остается привлекательным для инвестиций, а неудачи первопроходцев из России в освоении, например, казахстанского food-ритейла дают хорошие шансы для развития местных сетей. Правда, успех их ждет, если они поспешат: россияне снова начинают активно исследовать вопрос вхождения на казахстанский рынок.
– Андрей Сергеевич, на какой стадии сейчас находится развитие розничного ритейла в Казахстане? Если сравнить, например, с Россией – насколько отстаем?
– Казахстан отстает, можно сказать, на 7-10 лет в развитии. В чем это выражается? Первое – в республике отсутствует ряд форматов сетевой торговли. У нас нет сильного сетевого формата “гипермаркет”, за исключением двух магазинов Green и одного гипермаркета “Рамстор” в Алматы. В Казахстане нет формата дискаунтеров – таких, как российские “Пятерочка”, “Дикси”, “Магнит”, “Монетка”, а это лидирующая группа российского ритейла. А сетей формата “Кеш энд кэрри” в России пять. Это, например, “Лента” – более 65 магазинов в этой сети, “Карусель” – около 80 магазинов, “Эссен” – 27 магазинов и т. д. Не говоря уже о развитии макрогипермаркетов “Ашан”, Selgross С&С, Real (группа Metro С&C). Вторая причина отставания: Казахстан – слишком большая страна для развития сетевого ритейла. Возникают трудности с управлением. Открыть здесь сеть из 40 магазинов тяжело (хотя в России сеть в 40 магазинов является региональной, а магазинов “Магнит”, к примеру, 6,5 тыс.). Управлять из Алматы магазином в Уральске или Актау трудно. Нужно делать ставку только на местного директора и местный персонал.
– То есть вопрос эффективного управления для казахстанского ритейла более актуален, чем какие-то остальные вопросы?
– Да, это правда. Эффективное управление торговой сетью более актуально, чем все остальные вопросы. У Magnum Cash & Carry была большая проблема, когда они открыли первый торговый комплекс в Караганде: в течение года не могли выйти на нормальные показатели окупаемости, и топ-менеджмент по две-три недели из четырех сидел в Караганде. Если вы посмотрите на общее развитие ритейла в Казахстане на сегодняшний день, то поймете, что сети по отношению к российским – небольшие. Сети магазинов в, допустим, fashion-ритейле в России доходят до 800 точек, а в РК эта же сеть российская будет присутствовать в количестве трех-пяти магазинов. Казахстанские сети, вне зависимости от товарного направления (за исключением электроники), меньше в 10 раз по отношению к аналогичным российским сетям.
– Но это же логично: население в Казахстане меньше, поэтому и сеть будет меньше?
– Нет, городов-то у нас достаточно – можно открывать магазин в каждом городе, управлять тяжело на расстоянии.
– Андрей Сергеевич, вот вы говорите, что самый трудный вопрос – это вопрос управления торговой сетью на удаленном расстоянии. Но Россия – тоже большая страна. Как там решают сети вопрос с управлением, местным персоналом?
– Во-первых – жесткая формализация стандартов и бизнес-процессов сети. Во-вторых – проактивное и четкое обучение на местах. В-третьих – систематическая реальная аттестация персонала. В-четвертых – подготовка управленцев с использованием опыта топ-менеджмента из Европы.
– В чем специфика казахстанского ритейла? Есть какие-то отличия от ритейла российского или, допустим, украинского?
– У нас слабый региональный ритейл. В России и Украине присутствуют два уровня торговых сетей. Первый уровень – это сети национального масштаба, и в Казахстане их на сегодняшний день очень мало, и второй – это сети регионального масштаба. Практически в каждом городе России и Украины есть мощная региональная сеть. К примеру, Томск. Там мощная сеть “Лама”. Новосибирск – мощная сеть “Мария-Ра”. При этом российский региональный ритейл – это от 20 до 200 магазинов. В нашем региональном ритейле – это от 2 до 5 магазинов.
– Что с точки зрения развития ожидает казахстанский ритейл в ближайшее время? Возможно развитие сетевого регионального ритейла?
– Региональный сетевой ритейл? Вряд ли. Слишком сильно повлиял на Казахстан крах четырех сетей – “Арзан”, “Gross”, “SM-маркет”, “Аймар”. Плюс были неуспешные заходы российского ритейла: “Вестер” заходил – провалился, “Пятерочка” заходила – провалилась… Они заходили через франчайзи, а оказалось, что через франчайзи нет сильной управленческой составляющей. В этом, возможно, и была проблема. Это первый фактор, который повлиял на то, что тяжело создавать региональный ритейл. Второй фактор – это присутствие большой доли продаж на открытых рынках. В Казахстане есть длинный период в году, когда покупателю комфортно в смысле погоды ходить на рынки. И в результате эти рынки занимают большую долю ритейла – не менее 60%, и победить их пока нет возможности. Этот фактор еще и объясняет тот момент, почему у нас нет формата дискаунтеров. А доля оптовых и контейнерных рынков велика потому, что в Казахстане не поддерживается индивидуальное предпринимательство. По сравнению с юрлицом обороты ИП больше на величину НДС – это значительная величина. И это индивидуальное предпринимательство в массе своей сосредоточено в торговле.
– Какие проблемы придется решать розничному ритейлу в этом году? Может быть, какие-то глобальные тенденции, которые заденут и нас?
– Смотрите, ритейл электроники и бытовой техники стабильно занял свою нишу, там нас ждет только развитие hi-end форматов, форматов для премиума. Если говорить о продуктовом ритейле, то на сегодняшний день проблем нет. Почему? Я объясню. Региональные сети не способны создать сильный ритейл в регионах – это факт. Второе: крупных национальных игроков – два (Magnum и “Рамстор”), а остальные только начинают свою игру. Поэтому на сегодняшний день, честно могу сказать, рынок Казахстана открыт для российского ритейла. Вот, к примеру, из Бийска может зайти сеть “Аникс” – в Уральск и Усть-Каменогорск. “Мария-Ра” из Новосибирска может прийти в Алматы. Казахстанские города открыты для российского ритейла, потому что мы на самом деле от них отстаем. Казахстанский ритейл, может быть, в смысле связей с местной властью сильнее, чем россияне, которые к нам придут, но в уровне профессионализма отстает.
– То есть нам уже пора начинать опасаться агрессивной экспансии россиян?
– Сейчас россияне к нам еще не идут. Это говорит о том, что Россия – страна настолько огромная, что им хватает места и в России. Пока не идут, и, я думаю, в 2014-2015 гг. рынок еще будет свободен от российского ритейла.
– То есть до 2015 г. можем развиваться самостоятельно?
– Да, это такие счастливые годы для развития казахстанского сетевого ритейла.
– Но получается, что уже через пару лет россияне свой рынок освоят настолько, что и Казахстан для них станет интересен?
– Если рассмотреть уровень доходов стран бывшего Советского Союза, то у нас на первом месте стоят прибалтийские страны, на втором месте – Россия, на третьем месте – Казахстан. Казахстан по доходам начинает подтягиваться к России, и вот эта подтяжка – она приведет к тому, что россияне захотят зайти сюда с food-ритейлом. У них первый заход не получился, они раньше времени зашли в очень большую страну с низкой плотностью населения. А вот российский fashion mass-market отлично себя чувствует в казахстанских торговых центрах и увеличивает количество торговых площадок. Это такие брэнды, как “Детский мир”, “Спортмастер”, Incity, “Твое”, “Эконика” и т. д. Они вошли на рынок вовремя – и вошли уже в другую страну. Продуктовый ритейл в Казахстан вошел раньше лет на пять, и поэтому он проиграл. Поторопились. Поэтому теперь представители food-ретейла выжидают более стабильной ситуации.
– Но вторую попытку входа сделают все равно?
– Вторую попытку сделают обязательно. Они уже присматриваются. Сюда уже приезжала сеть “Дикси”, Х5, исследования проводит бийская сеть “Аникс”, и не только они. В Казахстан могут зайти дополнительно еще и международные сети, исследования проводит группа компаний Carrefour. MAF Group из Эмиратов уже была здесь, в Казахстане, и тоже проводила исследования, проявляя намерения по вхождению.
– Насколько выгодны сейчас инвестиции в ритейл и как долго окупаются, если сравнить, например, Казахстан, Россию и Украину?
– Первый сетевой ритейл в России, Казахстане и Украине окупался за два года. Сейчас инвестиционное плечо удлинилось, и построение сети окупается за 4-5 лет минимум. Инвестиции выгодны, food-ритейл всегда пользуется спросом, проигравших сетей в food-ритейле немного. Почти всегда это перепродажа с каким-то доходом, перепродажа собственником созданной им торговой сети всегда выгодна. (Эксперт-Казахстан/Пищепром Украины и мира)