Прошло больше месяца с тех пор, как Европейский парламент и Совет ЕС приняли решение об упрощении системы таможенных пошлин на товары, производимые в Украине. Как ранее писал Forbes, это решение заключалось в том, чтобы отменить или снизить пошлины на определенные товарные группы, экспортируемые в Евросоюз. Действовать этот режим будет до 1 ноября 2014 г., либо до подписания экономической части соглашения об ассоциации Украины и ЕС. По данным Института экономических исследований и политических консультаций, в 2013 г. в Евросоюз было экспортировано украинских товаров на 13,793 млн. евро. При этом Украина занимает лишь 27-е место в списке стран, поставляющих продукцию в ЕС, а удельный вес нашей страны в европейском импорте составляет 0,8%. Основные товарные группы, поставляемые Украиной в Евросоюз, – продукция машиностроения и сырьевые товары.

Украина – ЕС: структура товарной торговли, SITС, 2013 год

Товар Экспорт Импорт
млн. евро % в экспорте в ЕС % в импорте в ЕС млн. евро % в импорте из ЕС % в экспорте из ЕС
Всего 13.793 100 0.8 23.942 100 1.4
Продукты питания и живые животные 2.184 15 2.5 1.631 6.8 2.2
Напитки и табачные изделия 21 0.2 0.3 236 1 0.8
Сырьевые товары (несъедобные), кроме топлива 3.091 22.4 4.6 550 2.3 1.4
Минеральное топливо, масла и другие горюче-смазочные материалы 1.035 7.5 0.2 2.488 10.4 2.1
Животные и растительные масла, жиры и углеводы 464 3.4 5.4 58 0.2 1.2
Химические продукты 556 4 0.4 4.591 19.2 1.7
Промышленные изделия по виду сырья 3.922 28.4 2.4 3.425 14.3 1.7
Машиностроение и транспортное оборудование 3.922 28.4 2.4 8.155 34.1 1.2
Разные промышленные товары 579 4.2 0.3 2.337 9.8 1.3
Товары и операции (некл.) 34 0.3 0.1 167 0.7 0.2
Другие товары 535 3.9 n. a 307 1.3 n. a

По данным Института экономических исследований и политических консультаций.

Огромные возможности для украинского бизнеса на европейском рынке, о которых так много говорят политики и представители ЕС, на практике представляют собой достаточно жесткие требования, которым не всегда удается соответствовать. В частности, существует много ограничивающих факторов, с которыми столкнулся украинский бизнес.

“Когда мы говорим о европейском рынке, мы говорим в общем как о хорошей экономической системе. А эта система имеет конкретные характеристики, и если мы их не знаем, нам трудно вести разговор о возможности (сотрудничества)”, – отметил Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций во время тематического круглого стола для предпринимателей, прошедшего в мае.

При этом эксперт подчеркнул, что даже режим максимального благоприятствования, широко анонсированный Евросоюзом, не отменяет такого явления, как здоровая конкуренция: “Когда мы выходим на рынок, мы конкурируем, прежде всего, с европейскими компаниями, у которых есть свои традиции и коммерческие связи”.

Его слова подтверждает и Евгения Радомская, консультант компании KPMG в Украине. “Наша продукция не всегда адаптирована под стандарты ЕС, не всегда используются достаточно современные технологии. Текущее состояние инфраструктуры все еще больше ориентировано на бывшие страны СССР и не претерпело значительных изменений за время независимости. Это, соответственно, приводит к определенным узким местам и, как результат, к дополнительным затратам на логистику и транспорт”, – описывает возникающие сложности Радомская.

Но при этом существуют и более приземленные вопросы, с которыми сталкиваются предприниматели. Особенно это касается малого и среднего бизнеса, которым нужна помощь и прозрачное сопровождение. В первую очередь, им сложно понять, куда и к кому обращаться, чтобы получить ответы на вопросы, где найти свое место на “глобальном” европейском рынке.

Как объясняет Игорь Бураковский, украинских экспортеров можно разделить на две группы. Первая – это крупные интегрированные компании, знающие, куда и как идти, обладающие мощными ресурсами. Вторая группа – компании-представители малого и среднего бизнеса, очень чувствительные к неурядицам как на внешнем, так и внутреннем рынках. “Сейчас мы теряем время на информационную кампанию – где какие стандарты нужно соблюсти. Есть много вопросов, на которые нужно дать ответ (бизнесу)”, – говорит он.

Виктория Лесничая, вице-президент Европейской экономической палаты торговли, коммерции и промышленности в Украине, отмечает, что для того чтобы выйти на рынок Европы, нужно заплатить немалые средства за получение лицензий. “В итоге ты платишь больше, чем зарабатываешь”, – констатирует она, подчеркивая, что в подобной ситуации на государственном уровне для бизнеса должны быть созданы благоприятные условия. “В стране должна быть достаточно четкая система регулирования отношений бизнеса с властью. Сейчас много говорят об упрощениях для бизнеса. Но на самом деле мы не видим облегчения. Многие наши товары могут конкурировать с европейскими. Но у нас так много министерств и ведомств, что предпринимателям приходится бегать по всем этим институтам и согласовывать свои вопросы”, – пояснила Лесничая. При этом у предпринимателей в Украине есть нарекания и на работу европейских коллег. Украинская власть и бизнес не совсем довольны скоростью и результатами изменений во взаимоотношениях. Валерий Пятницкий, правительственный уполномоченный по вопросам европейской интеграции, отмечает, что вопросы, которые адресуются в Брюссель и требуют быстрого решения, не находят оперативного отклика. “Реакция на сегодняшний день примерно следующая: “мы это рассматриваем, мы вам поможем”. Но, к сожалению, бизнес не может ждать. И это действительно то, что нужно делать сегодня. Это касается и выдачи сертификатов происхождения. Есть вопросы и у наших производителей продукции легкой промышленности, которые не всегда имеют доступ на европейский рынок даже с точки зрения соответствия правилам происхождения. Есть вопросы и у представителей пищевой промышленности”, – перечисляет он.

Милош Босак, директор ООО “Язаки Украина”, вспоминает, что еще с момента основания компании в 2002 г. ее товар сразу экспортировался на европейский рынок: “Когда я начал вести компанию три года назад, все механизмы были уже налажены. Но что могу сказать и сейчас – европейский рынок очень сложный, и попасть туда не так легко”. При этом Босак добавляет, что компаниям, которые готовят себя к выходу на европейский рынок, нужно иметь все необходимые сертификаты и выполнить все условия, которые требует Евросоюз. “Когда мы слышим, что со стороны ЕС делаются какие-то уступки, то нужно понимать, что для бизнеса, который не имеет понятия и контактов с европейским рынком, это будет очень сложно. Нужно проводить встречи, круглые столы, чтобы информировать и давать ориентир каждой отдельной отрасли бизнеса”, – перечисляет Босак.

Как отмечают эксперты, соглашение с ЕС – это всего лишь возможность для украинских компаний выйти на внешний рынок. При этом конкретных гарантий успеха им никто не дает, так как дефицита товаров на европейском рынке нет. Поэтому конкурентными преимуществами украинских товаров должны стать как цена, так и качество.

Павел Ливертовский, заместитель директора отдела корпоративных финансов компании KPMG в Украине, акцентирует внимание на важности бизнес-плана, касающегося сотрудничества с Европой: “Очень много говорится о разных аспектах выхода на рынок ЕС, но очень мало о том, что прежде чем выходить на этот рынок, нужно иметь четкий бизнес-план, стратегию и хороший анализ рынка”.

По мнению экспертов, это предполагает поиск ответов на основополагающие вопросы: какой целевой сегмент наиболее подходит компании; какой объем рынка можно занять; как построить систему продаж и так далее.

“Прежде всего компаниям нужно прогнозировать ситуацию. Вопросы, которые возникают перед ними – это какие именно рынки открываются? Необходимо провести глубокий анализ с привлечением различных экспертов и ассоциаций”, – уточняет Павел Ливертовский. По его словам, в процессе принятия решения о выходе на рынок Евросоюза есть три этапа: анализ рынка, анализ возможностей для выхода на этот рынок, а также изучение конкретной бизнес-модели. Аналитики и предприниматели сходятся во мнении, что говорить о первых результатах “европейского упрощения” для украинского бизнеса пока рано. Как и оценивать продуктивность работы украинского государственного сектора в этом направлении. “Прошел только месяц с этого решения №374/2014, нужно, чтобы прошло хотя бы три месяца, чтобы увидеть результаты или их отсутствие”, – резюмировал Милош Босак. (Forbes-Украина/Пищепром Украины и мира)

 

Добавить комментарий