Сразу 20 объединений производителей пищевой продукции пожаловались на проект договора о Евразийском экономическом союзе (ЕЭС) первому вице-премьеру Игорю Шувалову. В марте проект будет представлен президентам России, Беларуси и Казахстана на заседании Высшего совета. Таможенный союз трех стран должен превратиться в ЕЭС с 2015 г.
Сейчас, по словам президента Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрия Петрова, в России работу этих компаний регулируют два документа: единые санитарные требования (приняты в 2010 г.) и технический регламент (в конце 2011 г.). Соответствовать сразу двум документам невозможно, говорит Петров, поэтому до 2015 г. компании могут руководствоваться одним из них, после этой даты – должны перейти на техрегламенты. Но проект договора ЕЭС вводит оба вида регулирования, говорится в письме Шувалову, на этом настаивают ветеринарные службы трех стран: они стремятся “узаконить поборы с переработчиков пищевой продукции и производителей потребительских товаров”. Проблема уже существует, рассказывает сотрудник компании пищевой промышленности: Роспотребнадзор требует лабораторные исследования и анализы продукции как по техрегламентам, так и по единым санитарным требованиям. Нормы часто дублируют друг друга, жалуется он, приходится делать двойную работу. Увеличивается давление Россельхознадзора, отмечает он: единые ветеринарные требования распространяются не только на сырье, но и на готовую продукцию.
В документе заложены избыточные требования, согласен председатель правления Союзмолока Андрей Даниленко. Сейчас ветеринарный контроль осуществляется за сырьем, но отследить, с какой именно фермы получено молоко для изготовления конкретной баночки йогурта, просто невозможно, говорит Даниленко. Проблема есть, признает сотрудник аппарата Евразийской экономической комиссии, текст проекта договора еще можно доработать.
После вступления в силу всех технических регламентов единые санитарные и ветеринарные требования нужно отменить, предлагают бизнес-сообщества. Регулирование должно быть понятно бизнесу, призывает исполнительный директор “Русбренда” Алексей Поповичев, все должно быть описано в одном документе. Двойное регулирование – это дополнительные издержки, говорит он: для соблюдения норм законодательства приходится держать целый штат сотрудников. Единые требования утверждаются на ведомственном уровне без согласования с бизнесом, отмечает Поповичев, уследить за ними и тем более соответствовать им крайне сложно. Проблема двойного регулирования действительно существует, подтверждает представитель Россельхознадзора: “Мы говорим об этом, но права законодательной инициативы у нас нет”. Действующая система архаична, признает он: в развитых странах действует единая система, которая контролирует всю пищевую цепочку от поля до прилавка. Существующая система не может обеспечить биологическую безопасность и нередко приводит к нездоровой конкуренции, жалуется представитель службы: компании, производящей контрафактную продукцию, демпингуют. Но серьезного обсуждения реформы не происходит, признает он. Представитель Шувалова письмо не комментирует. (Retail.Ru/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)