Кризис добрался не только до производства крепкого алкоголя, но и до импорта. По итогам 2013 г. в РФ упали объемы ввезенного виски, импорт которого неуклонно рос начиная с 2009 г.. Виновата совокупность факторов, считают эксперты. На падение поставок повлияли резкий рост акцизов и последовавшее за ним увеличение доли контрафактного алкоголя.
Как следует из данных таможенной статистики, в 2013 г. в РФ было завезено 13,41 млн. дал крепкого алкоголя (абсент, виски, водка, джин, кальвадосы, коньяки и бренди, ром, текила и другие ликеро-водочные изделия). Спад импорта к 2012 г. незначителен – всего 1,2% (в 2012 г. было поставлено 13,57 млн. дал), однако начиная с 2009 г. – разгара экономического кризиса – объемы ввоза в страну крепкого алкоголя росли. В 2009 г. ввоз упал на 28,2%, до 8,46 млн. дал, но в 2010-м составил 11,12 млн. дал, в 2011 г. – 11,8 млн. дал. Основной объем импортируемого в Россию крепкого алкоголя приходится на виски и водку – как раз их поставки в прошлом году показали спад. Главным поставщиком водки в Россию в 2013 г., как и в предыдущие годы, являлся ТД “Мегаполис” (структура украинской Global Spirits, марка “Хортица”): его поставки увеличились на 3,7%, до 2,8 млн. дал. Но второй по величине импортер водки в Россию – компания “Национальные алкогольные традиции” (НАТ; входит в украинскую группу “Баядера”; водка “Хлебный дар”) – за 2013 г. снизила поставки вдвое, до 0,4 млн. дал. Именно снижение поставок НАТ, у которой с середины 2012 г. по середину прошлого года были проблемы с оптовой лицензией в России, негативно сказалось на общих объемах импорта водки.
В отличие от водки, импорт виски неуклонно рос начиная с 2009 г. Основным импортером виски в Россию является Diageo (марка Johnnie Walker) – в этой категории доля компании в прошлом году составила 31,66%. Из материалов таможенной статистики видно, что объемы поставок виски этой компании в прошлом году выросли примерно на 8% – с 1,2 млн. до 1,3 млн. дал. В то же время ее конкуренты – Bacardi Rus (Dewar`s) и Pernod Ricard (Chivas) – в прошлом году снизили импорт виски на 25%, до 0,6 млн. дал, и на 15%, до 0,5 млн. дал.
Гендиректор Simple (импортер алкоголя) Максим Каширин считает, что спад в импорте виски и других категорий крепкого алкоголя может объясняться ростом акциза, который в 2013 г. увеличился на 33% (до 400 руб. за 1 л безводного спирта). “Это могло ощутимо сказаться на стоимости продукции из низкого ценового сегмента. Плюс влияет запрет на рекламу алкоголя, к чему иностранные производители пока не адаптировались”,- говорит он. Спад в импорте мог быть обусловлен и тем, что за годы роста рынок мог дойти до стадии насыщения. Руководитель направления корпоративных коммуникаций Наталья Щеняева считает, что говорить о насыщении рынка еще преждевременно, но подтверждает, что рост некоторых категорий несколько замедлился после положительной динамики на протяжении ряда лет. Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что снижение ввоза импортного алкоголя может быть обусловлено тем, что в России за последние несколько лет увеличились объемы подделок известных импортных брендов. “Подпольные цеха есть практически в каждом крупном городе”, – говорит эксперт. По его оценке, если в 2009-2010 гг. доля поддельного виски не превышала 10%, то теперь она не менее 20%. Прежде проблема контрафакта так остро стояла только на рынке водки, где доля нелегальной продукции, по оценкам производителей, в 2013 г. могла увеличиться до 40%. Собственное российское производство крепкого алкоголя также сильно сократилось: выпуск водки упал на 12,3%, до 85,7 млн. дал, выпуск коньяка – на 23,9%, до 7,4 млн. дал (данные Росстата).
Вырос акциз и в этом году (на 25%, до 500 руб. за 1 л безводного спирта), а ослабление рубля уже привело к тому, что некоторые импортеры начали повышать цены. В частности, “Бастион-Нева” (импорт коньяков и вин) уведомил партнеров о повышении цен с 1 февраля, также могут поступить и Simple, не исключавший роста цен минимум на 10% в феврале-марте. В Diageo считают, что в 2014 г. основные категории импортного алкоголя, в частности виски и ром, продолжат расти, хотя, возможно, несколько медленнее, чем раньше. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)