Состояние нестационарных уличных объектов общественного питания в Новосибирске – киосков, лотков и павильонов – вызывает тревогу диетологов, чиновников и защитников прав потребителей. В лучшем случае в точках фаст-фуда продается безвредная для здоровья пища, но чаще всего предлагаемая там еда способна нанести серьезный вред здоровью человека, особенно детей и подростков. “Неправильное, то есть несбалансированное по основным классам макронутриентов, питание приводит к формированию эндокринных заболеваний, связанных с обменом веществ. В Новосибирской области высок уровень таких заболеваний, как ожирение и сахарный диабет. То и другое является прямым следствием нарушения структуры питания. Сибиряки испытывают дефицит витаминов групп B, С и Е, а также йода, цинка, селена, кальция, фосфора, которые каждый день должны с пищей поступать в организм. Около 50% в пище должно приходиться на углеводы, 20% – на белок, и около 30% – на жиры. Организм обязательно должен получать сложные крахмалистые углеводы и клетчатку. Принципы сбалансированного питания должны быть незыблемыми как для ресторанов, так и фаст-фудов”, – говорит главный диетолог Новосибирской области Оксана Герасименко. Она подчеркивает, что еда в фаст-фуде не может по-настоящему утолить голод. При этом содержащиеся в ней быстрые углеводы в сочетании со сладкими газированными напитками приводят к существенным гормональным сбоям, к формированию неадекватного пищевого поведения. “Для организма типичный перекус – это большой стресс, притом что уже через час-два голод возвращается”, – констатирует Герасимова.
По словам директора НП “Сибирский федеральный центр оздоровительного питания” Якова Новоселова, не менее 45% неинфекционных заболеваний сибиряков связаны с неправильным питанием. “Люди у нас чаще всего питаются неправильно, а расплата за это – сокращение жизни в среднем на 15 лет. По нашей статистике, только 54% жителей Новосибирской области знают, как нужно правильно питаться. Остальные чаще всего об этом даже не задумываются. Мало кто обращает внимание на состав тех или иных продуктов. А зря! Человечество сейчас находится в такой ситуации, в которой не находилось никогда. Наш организм каждый день сталкивается с огромным количеством совершенно непривычных для него элементов – химических добавок, консервантов, заменителей. И как они скажутся на нас и наших детях, точно сказать не может никто”, – подчеркивает Новоселов.
Но даже если сибиряки хотят правильно питаться, у них это получается далеко не всегда. Многие фрукты на прилавках магазинов лишены полезных веществ, а то, что декларируется как, например, мясной фарш, нередко делается из курицы или из костей и шкуры животного с добавлением красителей. На вкус, цвет и запах не отличишь, а норму полезных веществ и микроэлементов – не получишь.
При этом уровень развития общественного питания в Новосибирске – один из лучших не только в Сибири, но и в России в целом, считает заместитель начальника управления потребительского рынка мэрии города Татьяна Болаболова. Если по российским нормам на 1 тыс. жителей в городах должно приходиться не менее 20 посадочных мест, в Новосибирске обеспеченность предприятиями общественного питания достигла 40 мест. В городе работают почти 2 тыс. стационарных предприятий (рестораны, кафе, бары, столовые) и около 460 – нестационарных объектов. “Но количество не означает качество. По нормативно-правовым основам организации общественного питания не существует различий между требованиями к стационарным предприятиям питания и к уличной торговле. Нет никаких облегченных или упрощенных условий для организации питания в нестационарных объектах. Требования едины для всех. Если в стационарных объектах обстановка в целом неплохая, то в нестационарных, к сожалению, в большинстве своем эти элементарные условия не исполняются”, – обращает внимание Татьяна Болаболова.
Подавляющее большинство нестационарных точек фаст-фуда, размещенных в киосках и павильонах, не подключены к воде и канализации. По закону в этом случае бизнес должен заключить договор на вывоз и утилизацию воды, которая используется в технических целях, например, для мытья рук или инвентаря. Эта вода должна собираться в отдельные емкости и в конце смены вывозиться в специальные пункты на обработку. Для приготовления же воды или кофе должна использоваться бутилированная вода. Но на практике, по словам Болаболовой, это требование никем не соблюдается. В чайниках кипятят обычную воду из-под крана, а бытовые отходы утилизируют житейским образом, в лучшем случае сливая их в унитаз в каком-нибудь соседнем здании. “Еще один интересный момент. В непосредственной близости от нестационарного объекта питания должен быть биотуалет или стационарный туалет. Причем работник заведения не имеет права пользоваться общим туалетом. Он периодически проходит медосмотр, его туалет должен быть недоступен клиентам. Соблюдения этих правил я не видела ни на одном объекте в городе. Они игнорируются”, – сетует Татьяна Болаболова.
Много у чиновников вопросов и к организации торговли популярными в городе курами-гриль. “Не понимаю, как можно выполнить на 2-3 кв. м площади киоска элементарные требования приготовления кур-гриль. Ведь однозначно сырую тушку нужно держать отдельно от приготовленной, выдерживать необходимый температурный режим, соблюдать режим обработки помещения и инвентаря. Неудивительно, что периодически возникают обращения граждан по факту отравления”, – заключает Болаболова. Среди компаний, которые в той или иной степени стараются соблюдать требования закона, она назвала сети стрит-фуда “Подорожник”, “Дядя Денер”, “Русские блины” и “Горячие беляшики”.
“Мы считаем себя добросовестным производителем. У нас собственный пищекомбинат, мы отслеживаем качество продукции, начиная от сырья. Для этого у нас создана специальная лаборатория, которая позволяет оценивать физико-химические параметры сырья. Безопасность и качество нашей продукции контролирует Роспотребнадзор. К качеству мы относимся очень трепетно”, – говорит вице-президент по производству кемеровской сети “Подорожник” Оксана Дунаевская. В Новосибирске “Подорожник” работает с 1999 г. По словам Дунаевской, потребителя вполне утраивает качество продукции компании. “Не так давно мы пустили программу “Служба качества”, специальный телефон указан на упаковке наших изделий. Так вот, 80% обращений – это неподтвержденные жалобы. Как правило, людям просто не понравился вкус бутерброда или салата. Около 20% жалоб – это претензии к обслуживанию. Жалоб на качество, подтвержденных Роспотребнадзором, за последние 10 лет не было вообще”, – подчеркивает топ-менеджер “Подорожника”.
В принципе, в “Подорожнике” готовы к увеличению в ассортиментной линейке продуктов, полезных для здоровья, но вот только спроса на них на рынке нет. “Мы пытались ввести мытые упакованные фрукты – яблоко, мандарины, чтобы наш потребитель мог не только съесть бутерброд, но и получить порцию витаминов. Мы пытались ввести фруктовый салат. Кроме шоколада, у нас есть полезные для здоровья батончики, которые можно купить только в аптеках. Но эти продукты не пользуются спросом. Не сформирована культура потребления. Три года назад стали продавать бутерброды с ржаной булочкой, но это тоже оказалось невостребованным”, – разводит руками Оксана Дунаевская. Впрочем, она уверена в том, что в ближайшие годы тренд на здоровое питание среди молодежи возьмет вверх, и витаминные инициативы компании начнут приносить коммерческую отдачу. Сейчас “Подорожник” работает над пуском в меню завтраков: среди прочего потребителю предложат полезную во всех отношениях гречневую кашу.
По словам Якова Новоселова, о качестве продукции сегодня могут позволить себе думать только небольшие региональные предприятия фаст-фуда. “При определении производства того или иного изделия корпорации думают не о здоровье клиентов, а о прибыли. Собирается фокус-группа, которая решает, вкусно это или не очень. А вкуснее всегда жирная и сладкая еда. Глобальные сети не гнушаются продавать товар, сделанный из продуктов с истекшим сроком годности. Это факт. Ведь выгодно купить у магазина продукты всего за 20% от их первоначальной цены. Часто на крупных предприятиях фаст-фуда и стрит-фуда работают незаконные мигранты. Малые и средние предприятия этим грешить не будут, им это невыгодно, точно так же, как впихивать в изделия большое количество заменителей. У них не те обороты. Да и надзорным органам за малыми предприятиями следить легче”, – подчеркивает Новоселов. По его данным, 6 из 10 предписаний Роспотребнадзора к “Макдональдсу” этот транснациональный игрок просто игнорирует.
По мнению экспертов, сибирский потребитель совершенно не защищен перед компанией-фаст-фудом, продавшей ему вредную пищу. “Жалоб на качество питания в нестационарных объектах много, а судебных разбирательств – мало. Когда пострадавшему человеку начинаешь описывать всю цепочку, что нужно сделать, чтобы установить некачественность продукта и защитить свои права в суде, люди, как правило, отказываются. Во-первых, в суде нужно доказать, что ты купил этот продукт именно в этом месте. Во-вторых, и это самое главное, установить причинно-следственную связь между ухудшением состояния здоровья и съеденным продуктом. Это в принципе невозможно. А экспертиза стоит от 20 до 50 тыс. руб. И результат негарантирован. Но это лишь часть дела, – рассказывает исполнительный директор Новосибирского областного общественного Фонда защиты прав потребителей Евгений Митрофанов. – К сожалению, в противоборстве с производителем потребитель находится один на один. Роспотребнадзор тут не лучший помощник. Есть всего несколько нормированных показателей, которые отслеживает этот контролирующий орган. Это наличие в продукте свинца, мышьяка, стронция. А вот количество бумаги или сои никто не отслеживает. Нет методик выявления гормонов роста и антибиотиков, которыми производители пичкают животных и птицу. Ведь они же никуда не деваются, остаются в мясе”.
Выход из сложившейся ситуации эксперты видят в составлении “черных списков” недобросовестных производителей и в обязательной независимой сертификации предприятий, когда экспертизу того или иного изделия фаст-фуда делает авторитетная лаборатория. “К сожалению, в конкурентной борьбе сегодня побеждают не честные и порядочные, а алчные и беспринципные. Если не победим коррупцию, маловероятно, что мы наведем порядок в этой сфере. Ну и, конечно, без формирования на государственном уровне культуры питания трудно ожидать отказ общества от фаст-фуда. Необходимо или вводить новую дисциплину в школе, или в рамках школьной программы определенное количество часов посвящать объяснению, что такое здоровое питание и к чему ведет нездоровое. Как в детстве у человека сформировалось представление о нормах жизни, так он и живет”, – заключает депутат законодательного собрания Новосибирской области Игорь Умербаев. “Мы видим, что культура потребления формируется. Еще недавно люди пили воду из-под крана, а сегодня – чистую, бутилированную. Мы научились обращать внимание на то, что пьем, осталось научиться смотреть на то, что едим. Дело за малым”, – уверена главный специалист по медицинской профилактике Минздрава РФ в СФО Мавлюда Джурабаева. (Эксперт-Сибирь/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)