Спустя месяц после того, как Россия объявила бойкот литовским молочным продуктам, молочники Литвы утверждают, что объем производства они не сократили, а свою продукцию успешно продают в других странах. Должностные лица Литвы, с надеждой проводившие всем довольных российских экспертов, не могут дождаться ответа из Москвы: ни “да”, ни “нет”. Представители Государственной продовольственно-ветеринарной службы (ГПВС) так и не получают из России никаких новостей, хотя прибывшие из соседней страны специалисты сами убедились, как работают литовские производители молочной продукции, и даже хвалили их.
“Ситуация не изменилась. Мы ждем ответ из России. Мы отправили им весь материал, который был собран во время визита их представителей. Также письменно мы отправили дополнительную информацию, хотя Россия ее не просила. Сейчас мы просто ждем. Пока что никакой информации из России мы не получали”, – сказала представительница ГПВС Юргита Савицкайте. По ее словам, предприятия, производящие молочную продукцию, ищут другие рынки, где могли бы реализовать свою продукцию. В Россию возят некоторые продукты, которые не были запрещены, но объемы экспорта значительно сократились. “Такая неопределенная ситуация долго продолжаться не может. Надеемся, что она будет решена, но пока не знаем, когда это может произойти”, – сказала Ю. Савицкайте.
Председатель правления компании Rokiskio suris Далюс Трумпа сказал, что компания выполняет обязательства перед фермерами: “Объемы производства не сократились, поскольку молоко – это такой товар, который нельзя хранить на складе, а у нас есть обязательства перед своими партнерами фермерами – скупать у них все молоко. Производство сократилось лишь настолько, насколько из-за сезонности уменьшился надой молока, но это не зависит от ситуации на российском рынке”. По его словам, рынок России заменили другие рынки. “Мы просто производим другую продукцию, нежели производили раньше, когда могли продавать ее на рынке России. Это полутвердые и твердые сыры, которые мы продает в ЕС и США”, – сказал Д. Трумпа. Руководитель Rokiskio suris сказал, что, если сравнивать ноябрь и октябрь, закупочные цены на молоко упали незначительно. “Стоимость сырьевого молока зависит от стоимости обезжиренного молочного порошка и масла на мировых рынках. Эти цены понемногу падают по сравнению с летним периодом”, – объяснил собеседник.
На вопрос, дождался ли он какой-либо информации из России, Д. Трумпа сказал, что новостей у него столько же, сколько и в общественном пространстве. Известно, что российские службы рассматривают материал, регламентирующий работу молочной промышленности Литвы, но когда это закончится, и какие будут результаты, неясно. Д. Трумпа заверил, что со временем вернуться на российский рынок становится все сложнее, а даже в случае появления такой возможности компания смотрела бы на этот рынок, как на весьма рискованный. “Вернуться в Россию всем объемом даже при желании было бы нелегко, поскольку уже второй месяц там нет нашей продукции, и это не пройдет без последствий. В будущем мы планируем продавать на российском рынке столько продукции, чтобы в случае такой непредусмотренной ситуации, как эта, не возникла бы опасность финансовой стабильности предприятия”, – сказал Д. Трумпа.
Главный акционер и руководитель Vilkyskiu pienine Гинтарас Берташюс сказал, что после визита представителей России на молокоперерабатывающих предприятиях Литвы ничего не изменилось. “Все тихо, ничего не ясно. Мы тоже звоним в ГПВС, но и там не удается получить новую информацию”, – сказал он. По словам Г. Бертошюса, молочные продукты компании пользуются спросом: “Мы все продаем, что производим. Ничего на складе не остается. Продукты мы продаем на имеющихся рынках, просто поставляем туда большее количество”. Руководитель предприятия отметил, что в настоящее время молочный рынок достаточно активный. Цены немного падают, но столько не из-за России, как из-за мировых тенденций. “Мировые цены на молоко падают вниз – дешевеет молочный порошок, жиры. Это предопределяет и немного уменьшающуюся закупочную стоимость молока. Но коррекция очень небольшая”, – сказал он. Г. Берташюс утверждает, что молочный бизнес в последнее время сделался трудно прогнозируемым, поэтому Россия далеко не всегда является основным фактором, предопределяющим цену на молоко. “Мы не знаем, что будет через три месяца. В последнее время молочный бизнес стал очень динамичным. Многое будет зависеть от уровня цен в Новой Зеландии, которая является одним из крупнейших экспортеров в мире”, – сказал владелец Vilkyskiu pienine. (Агро Перспектива/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)