Как сообщили в ассоциации “Укрводка”, по итогам девяти месяцев производство водки в стране упало на 18%. Участники рынка поясняют наблюдаемую стагнацию рынка водки тенденцией роста потребления других алкогольных напитков. А ситуацию в отрасли усугубил простой украинского завода Nemiroff, вызванный конфликтом акционеров, а также обострившиеся отношения между Украиной и Россией, которая является крупнейшим экспортным рынком сбыта украинской водки.
В январе-сентябре 2013 г. выпуск водки в Украине снизился на 17,8% (до 19,15 млн. дал), сообщила исполнительный директор ассоциации “Укрводка” Алина Шолохман. Падение показателей реализации продукции показали все крупные производители крепкого алкоголя. Одна из причин снижения производства – простой украинского завода Nemiroff, вызванный конфликтом акционеров, который продолжается уже несколько лет. В результате за девять месяцев ДП “УВК “Nemiroff”” произвела на 27% меньше продукции. Впрочем, падение на 13% показал и лидер рынка НАТ (ТМ “Хлебный дар”), а также второй крупнейший производитель Global Spirits (ТМ “Хортиця”; -10%). Коммерческий директор сети “Велика кишеня” Дмитрий Каширин связывает наблюдаемое уменьшение желания потребителей к приобретению водки общим снижением спроса на алкоголь. Впрочем, эксперт Украинского медицинского и мониторингового центра по алкоголю и наркотикам Минздрава Юрий Юдин говорит, что тенденции к снижению употребления алкоголя в Украине не наблюдается.
Украинцы стали больше экспериментировать с импортными напитками, которые были недоступны для них ранее, считает генеральный директор “Алкогольных традиций” Роман Вашколуп. “В первую очередь речь идет о вине и виски под private label розничных торговых сетей и недорогих торговых марок”, – поясняет господин Вашколуп. По его словам, некоторые ритейлеры на полке с водкой вплотную ставят виски стоимостью 57-63 грн. за бутылку. “Для многих потребителей данная цена является приемлемой, поскольку ранее они не могли себе позволить эту продукцию, а сейчас – могут, пусть даже доложив разницу по отношению к бутылке хорошей водки”,- отметил господин Вашколуп. Представители крупных торговых сетей, в числе которых “Фуршет” и “Сильпо”, подтвердили, что наблюдают рост спроса на алкогольную продукцию под private label. “Водка по-прежнему остается напитком номер один у украинцев, на втором месте – дешевый виски”,- говорит Дмитрий Каширин. По мнению генерального директора Global Spirits Сергея Величко, стагнация рынка водки неизбежна из-за прослеживающейся последние несколько лет тенденции к росту употребления других алкогольных напитков. “Однако наблюдаемое в Украине резкое падение рынка водки также связано с тем, что, начиная с весны, на рынке появились так называемые бальзамы и экстракты 40-градусной крепости. “Под видом этих “целебных напитков”, по сути, реализуется водка без уплаты акцизов по сниженной цене”,- считает он.
Речь идет о продукции Золотоношского ликеро-водочного завода “Златогор” и некоторых менее крупных предприятий, говорит народный депутат Николай Томенко (“Батькивщина”), который уже обратился в Генпрокуратуру с требованием разобраться в ситуации. “Продажа настоек торговой марки “Целебный” с содержанием спирта 35% производится в аптеках, киосках “Укрпочты” и супермаркетах. А после того, как Минздрав признал, что настойки, содержащие 35% спирта, не являются алкогольным напитком, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания разрешил рекламу данной торговой марки”,- сказал он. В то же время на Золотоношском ЛВЗ уверяют, что их напиток рассчитан на употребление после консультации с врачом. Следует отметить, что поставки водки упали не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. По данным “Укрводки”, в январе-сентябре экспорт обвалился на 23% (до 3,06 млн. дал). Во многом это связано c обострившимися отношениями между Украиной и Россией – крупнейшим экспортным рынком сбыта украинской водки. Напомним, начиная с середины августа, Федеральная таможенная служба России усилила проверки продукции всех украинских производителей. Для многих экспортеров алкоголя растаможивание не только затянулось на несколько недель, но также привело к дополнительным затратам на внесение обеспечительных платежей, которые потребовала российская сторона. Правда, сейчас крупнейшие игроки рынка утверждают, что не испытывают каких-либо трудностей с поставкой украинской водки на территорию России. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)