Предложение вина в мире едва превышает спрос, и разница между ними уже в прошлом году была самой ощутимой за последние 50 лет, к такому выводу пришли аналитики Morgan Stanley. Российские эксперты дефицита вина на отечественном рынке не чувствуют, как, впрочем, и роста спроса на него.
Если в 2004 г., в период пика производства вина в мире, его предложение превышало спрос на 600 млн. кейсов (в одном кейсе 9 л), то в прошлом году никакой разницы уже не было, следует из тематического обзора Morgan Stanley. При этом с учетом косвенного потребления вина (когда оно используется для приготовления напитков типа вермута) спрос опередил предложение уже на 10%. В натуральном выражении эта разница составила 300 млн. кейсов. Производство вина, по данным Morgan Stanley, в прошлом году снизилось на 5% – это самый низкий показатель с 60-х годов. Без косвенного потребления спрос на вино уже близок к 3 млрд. кейсов, тогда как сейчас виноделы способны разливать около 2,8 млрд. кейсов в год, пишут аналитики банка. Спрос на вино с конца 1990-х годов почти неуклонно увеличивался, если не считать периода 2008-2009 гг., констатирует Morgan Stanley. Это обусловлено прежде всего ростом потребления вина в США, где с начала 2000-х годов потребление вина на душу населения увеличилось вдвое, и Китае.
Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз с оценками аналитиков Morgan Stanley не согласен. Эксперт, напротив, отмечает, что потребление вина во всем мире падает. “Аналитики Morgan Stanley просто не помнят, что пять-шесть лет назад в Европе принималась программа по сокращению площадей виноградников, из-за того что было перепроизводство вина,- говорит господин Дробиз.- И в других регионах мира вина больше пить не стали”. Председатель совета директоров “Абрау-Дюрсо” Павел Титов напоминает, что в Европе за последние годы из-за снижения потребления вина обанкротилось много виноделен: “Они вкладывались в расширение своих производств, ожидая, что спрос будет расти, но этого не произошло”. В России, по словам господина Титова, потребление вина падает, хотя и медленными темпами. “У нас макроэкономический фон не подразумевает активизации винного рынка, покупательская способность населения не растет”,- говорит глава “Абрау-Дюрсо”. Если дефицит вина и есть, то он, по мнению бизнесмена, компенсируется большим количествам нелегальной продукции на рынке, подсчитать точные объемы которой невозможно. Впрочем, по данным Росстата, в первом полугодии российские продажи тихих вин в рознице увеличились на 5,2% – до 46,2 млн. дал, а игристых вин – на 2,6%, до 13,4 млн. дал. Президент виноторговой компании МБГ Ирина Фомина также считает, что потребление вина в России не сильно, но растет. Но и по ее мнению, нехватки вина в России не ощущается: “По своей компании мы этого не чувствуем, даже если не брать в расчет эксклюзивные дорогие вина, которых всегда не хватает”. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)