При рекордных продажах разливного пива Новосибирск заметно отстает по потреблению пенного напитка не только от крупнейших городов страны, но и соседних региональных центров.

Новосибирск признали всероссийским центром разливного пива еще в прошлом году. Проанализировав развитие досуговых сфер бизнеса в 51 российском городе, компания 2ГИС пришла к выводу, что в столице Сибири действует больше всего торговых точек разливного пива на душу населения: 18 магазинов на 100 тыс. горожан. Всего 255 организаций, торгующих разливным пивом (включая все филиалы сетей – 335). Годом ранее таких точек было 230, а в 2009 г. – чуть более 50. Для сравнения: в Москве в 2012 г. зафиксировано 366 организаций, торгующих пивом, а в Санкт-Петербурге – всего 117. Также исследование 2ГИС показало, что наибольшей популярностью разливное пиво пользуется именно в Сибири: Горно-Алтайск, Барнаул и Новокузнецк вошли в пятерку городов с рекордным количеством пивных точек. “Доля разливного пива в объеме пивного рынка Новосибирска составляет 23-25%. В других городах-миллионниках эта цифра значительно ниже. Объясняется это тем, что данный сегмент рынка зарождался именно в Новосибирске, у нас он был сформирован значительно раньше, чем в других крупных городах”, – объясняет феномен руководитель по продажам в канале on-trade в регионе “Сибирь – Дальний Восток” пивоваренной компании “Балтика” Сергей Аксенов.

Большое число пивных магазинов эксперты склонны объяснять ценовой доступностью пеногасителей, разработанных и запатентованных компанией “Новосибирскпродмаш”. Ее продукция (устройство беспенного розлива пива PEGAS – несомненный лидер новосибирского рынка розлива пива из кег) упростила организацию бизнеса по продаже пива. Успешный опыт участников рынка и относительно невысокий “входной билет” (от 200 тыс. руб.) побуждал предпринимателей вкладываться в продажи пива.

Другая причина популярности формата пива из кег – в сложностях захода в торговые сети для мелких пивоваров. При высокой популярности кегового пива – такой продукт сибиряки априори считают более качественным. “Крупные торговые сети, что называется, сейчас находятся “на волне” и пытаются заработать как можно больше денег на этом законодательном нововведении (ограничение продажи пива в киосках, запрет рекламы). У нас ведь нет другого выхода, кроме как договариваться с ними. Конечно, контрактные условия стали жестче, “зайти на полку” стало дороже. И в денежном отношении, и в сборе сопроводительных документов. К тому же полка – не резиновая, и каждый из лидеров рынка старается туда попасть”, – констатирует директор завода Efes Rus в Новосибирске Дмитрий Прохоров. В результате Efes Rus стал наращивать объемы разливного пива. “Но существует вероятность, что и тут (на рынок разливного пива) наши законодатели могут повлиять. Недавно депутаты Госдумы вышли с инициативой запретить продажу пива в пластиковой таре (ПЭТ) емкостью более 500 мил-л. А это как раз основной вид продукции в небольших магазинах разливного пива – люди берут на дачу, на отдых по нескольку литров пива в больших упаковках”, – говорит Прохоров.

По мнению экспертов, новосибирский рынок сейчас явно переполнен мелкими пивными магазинами. На Горском жилмассиве такие торговые точки работают если не в каждом жилом доме, то уж точно в каждом втором. Немало примеров, когда в одном многоквартирном доме открыто сразу несколько точек розлива. “Ситуация на новосибирском рынке такова, что основной канал потребления разливного пива – это не бары и рестораны, а торговые точки формата “пиво на вынос”. Большинство представленных здесь сортов относятся к экономичному ценовому сегменту, их выпускают небольшие производители, как правило, из других регионов. Потребители в этом канале очень чувствительны к колебаниям цены, для них важна разница даже в 1-2 руб./л. В Новосибирске в барах и ресторанах (канал HoReСa) продается только около трети всего объема разливного пива, остальная часть реализуется в торговых точках формата “пиво на вынос”, – говорит Аксенов. Высокая конкуренция привела к появлению в городе нескольких высококлассных пивоварен. Это Bierbach, Amadeus и KELLERS.

Из-за значительного повышения акцизов на пиво, роста тарифов и введения дополнительных ограничений на продажу хмельного напитка наиболее востребованы в Новосибирске недорогие сорта с чешскими и немецкими акцентами в названиях, которые выпускают небольшие производители. Наиболее популярны в городе такие дешевые марки, как “Жигулевское” производства завода Heineken, линейка “Крюгер” от “Томского пива”, пиво “Чешское” из алтайского села Бориха и “Чешский жбанек” (Томск). Как правило, география поставщиков пива в Новосибирск охватывает территорию Западной Сибири. Но в некоторых точках продаж можно купить и довольно экзотическое для новосибирца пиво из Восточной Сибири. “После трехлетнего перерыва в феврале 2013 г. возобновили отгрузки в Новосибирск. Очень перспективный рынок, хотя и дорогой для нас по логистике. Если сейчас в этом городе мы продаем около 1% наших объемов производства, то в ближайшие год-два рассчитываем увеличить поставки до 10%”, – заявлял в апреле директор братского пивзавода “Гелиос” Владимир Смирнов.

Впрочем, высокая концентрация пивных магазинов не делает Новосибирск лидером по потреблению этого напитка. Более того, самый большой город СФО отстает по объемам потребления пива от ближайших крупных соседей – Кемерово, Красноярска, Иркутска. В среднем новосибирцы выпивают 2,5-3 л пива в месяц. В Сибири и на Дальнем Востоке пиво пьют меньше, чем где бы то ни было в стране. Ну и, наконец, Россия по потреблению пива занимает лишь 19 место в мире. Если в наиболее пьющей Чехии на душу населения приходится 143 л пива в год, в Германии – 105 л, а в Финляндии – 80 л, то в России – только 64 л. При этом Россия – четвертый производитель пива в мире, всего 90 млн. галлонов (гл). По этому показателю страна уступает только Китаю (501 млн. гл), США (232 млн. гл) и Бразилии (137 млн. гл).

Причину отставания в потреблении хмельного слабоалкогольного напитка новосибирцев участники рынка объясняют тягой к крепкому алкоголю и, прежде всего, к водке. Неудивительно, что российские пивовары считают производителей крепкого алкоголя прямыми конкурентами. “К сожалению, на практике мы видим, как в России в структуре потребления алкоголя превалирует крепкий алкоголь. И основная причина алкоголизма в стране и его неблагополучных последствий – злоупотребление крепким алкоголем, нелегальной водкой и суррогатами. Эффективная реализация алкогольной политики возможна только за счет изменения структуры потребления алкогольных напитков”, – уверен Сергей Аксенов.

Несмотря на высокий спрос на разливное пиво, общее производство и потребление этого напитка снижается. Только за последний год падение производства составило около 10%. Причем негативная тенденция началась еще в период экономического кризиса, демонстрируя потери на уровне 5% ежегодно. В среднем пивоваренные гиганты сегодня загружены на 60%. И перспективы не обнадеживают пивников. “Рынок разливного пива является неотъемлемой частью российского рынка пива и подвергается общему негативному влиянию чрезмерных законодательных ограничений. Говорить о развитии и перспективах можно в том случае, когда законодательное поле предсказуемо и стабильно, – говорит Сергей Аксенов. – Сейчас же и пивовары, и продавцы пива не знают, какие новые запреты будут реализованы на государственном уровне. На текущий момент в Госдуму внесены инициативы об установлении ограничения объема потребительской тары для пива до 0,5 л и 1 л, якобы для борьбы с алкоголизмом. Ни для кого не секрет, и это подтверждают исследования: искусственное ограничение объема потребления пива провоцирует рост потребления крепкого алкоголя”. Впрочем, для небольших производителей пенного напитка именно точки разлива пока остаются главным каналом сбыта. (Эксперт-Сибирь/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)