Под натиском импортной продукции доля украинских товаров в розничных торговых сетях становится все меньше. По итогам 2012 г. доля продаж отечественных товаров составила 58,9%, снизившись за предыдущий год сразу на три процента. Отечественные производители сокращают свое присутствие как в сегменте продовольственных товаров (с 87,2% до 86,3%), так и непродовольственных (с 47,2% до 41,9%). Это долгосрочная тенденция, вступление в ВТО лишь усилило ее.
В прошлом году наиболее значительно уменьшилась доля продаж украинских текстильных товаров (с 42,7% до 34,2%), посуды (с 30,4% до 24,6%), макаронных изделий (с 79,3% до 75,5%), а также крепких спиртных напитков (с 87,1% до 83,9%). Наибольшая доля отечественной продукции – в сегменте хлебобулочной продукции (97,6%) и мясопродуктов (95,1%). Однако и здесь наблюдается постепенное снижение. Наименьшая доля местной продукции – в сегменте обуви (2,8%), телекоммуникационного оборудования (4,7%) и компьютерной техники (1,2%). Украинской продукции стало больше лишь в сегментах консервов (на 0,9% до 73,3%), табачных изделий (на 1%, до 94,9%), книг, газет и журналов (на 1,5%, до 89%). “Рост импорта – следствие стабильного курса гривны. Благодаря привязке национальной валюты к доллару на фоне ослабления остальных валют импорт увеличивает свое присутствие на украинском рынке”,- считает аналитик Украинской аграрной ассоциации Марьян Заблоцкий. По итогам прошлого года объем импорта товаров в Украину составил $84,6 млрд., почти достигнув показателя 2008 г. ($85,56 млрд.). “Без ослабления гривны решить эту проблему невозможно”, – уверен эксперт.
Тенденция постепенного снижения доли продаж отечественной продукции наблюдается с 2005 г., когда начали проводиться соответствующие замеры. Семь лет назад доля продаж украинской продукции составляла 70,5%. Исключением стал лишь кризисный 2009 г Вследствие резкой девальвации гривны доля продаж отечественной продукции возросла с 63,1% до 67,4%.. Впрочем, уже за два года доля импорта превысила докризисный уровень и продолжила расти.
Такие данные свидетельствуют о том, что девальвация может дать лишь краткосрочный эффект, уверен экономист Александр Охрименко. “Можно рассчитывать на улучшение ситуации только в сегменте продовольственных товаров, однако там доля украинской продукции и так достаточно высока. Среди непродовольственных товаров часто отсутствуют отечественные аналоги, а поэтому спрос на импорт больше зависит от платежеспособности населения”,- уверен эксперт. Впрочем, по словам генерального директора Украинской торговой ассоциации Игоря Кишко, в сегменте продовольственных товаров рост импорта отечественным производителям не угрожает. “Действительно, доля украинской продукции составляет около 80%, и рост импорта связан с восстановлением спроса на такую продукцию после девальвации. Импорт реагирует на изменения спроса, при этом он представлен товарами, либо не имеющими украинских аналогов, либо находящимися в разных ценовых категориях”, – уверен Кишко. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)