“Существует мировой заговор пивоваренных компаний. Наш пивной рынок захватили транснациональные корпорации, которым выгоднее поддерживать своих производителей хмеля. Основные поставщики этой культуры на мировой рынок – США, Германия и Чехия.

Трем крупнейшим производителям хмелепрепаратов в мире – Joh. Barth & Sohn, Hopsteiner и HVG Hopfenverwertungsgenossenschaft e.G. – невыгодно, чтобы в Украине существовало собственное хмелеводство. Оно у нас было, но его целенаправленно уничтожают”, – так эмоционально описывает положение в отрасли один из украинских хмелеводов. Крупнейшими игроками на отечественном пивном рынке в самом деле являются три “транснационала” – “САН ИнБев Украина”, Carlsberg Ukraine и Anadolu Efes (последняя в марте 2012 г. купила завод “Сармат” у британской SABMiller).

“Ни в коем случае не продавать нам хмель – это в интересах отечественного хмелевода. Лучше ничего не делать и получать дотации, чем добиваться нужного пивоварам качества”, – возражает руководитель пивоваренной компании. Оба они попросили имен не называть. Ибо, во-первых, им еще в этой сфере работать, а во-вторых, речь идет действительно о немалых деньгах, перераспределяемых, мягко говоря, не вполне прозрачным путем.

Речь вот о чем. В Украине уже 13 лет существует сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, который уплачивают с розничных продаж производители крепкого алкоголя и пива. Ранее он составлял 1%, а в 2011 г. вырос до 1,5%. По оценкам Министерства аграрной политики и продовольствия, в 2012 г. на спецсчет государственного бюджета благодаря этому сбору поступило 1,75 млрд. грн. (против 645 млн. грн. годом ранее). Около 15-20% суммы должны идти на поддержку хмелеводческой отрасли. То есть в 2012 г. наши хмелеводы должны были бы получить не менее 262,5 млн. грн. дотаций. Опрошенные “Экспертом” производители утверждают, что этих денег не видели. Украинские пивовары говорят, что ежегодное потребление хмелепрепаратов в отрасли составляет около 100 млн. грн. По данным Минагропрода, это 800-900 т препаратов, то есть 5-6 тыс. т шишек, или 122 т альфа-кислоты (цена на хмель и объемы его поставок определяются именно ее уровнем). Государство исправно снимает с производителей алкоголя и пива деньги на развитие виноградарства и хмелеводства. В 2013 г. соберет 1,2 млрд. грн., но на поддержку хмелеводов в лучшем случае пойдет 0,1 млрд. грн. Наш хмелевод-аноним прав: отрасль в Украине была. В конце 1980-х годов УССР занимала пятое место в мире по производству хмеля после США, ФРГ, Китая и Чехословакии. Этой культурой было засажено 10 тыс. га, а валовой сбор достигал 8 тыс. т в год. Украинским пивоварам тогда хватало четверти объема выращенного хмеля, остальное экспортировали, в том числе в такие традиционно пивные страны, как Германия и Чехословакия.

Сегодняшние цифры на этом фоне выглядят бледно – от отрасли осталась тень. В сезоне-2012 собрали всего 410 т (хотя еще в 2009 г. – 1330 т). Площадь посадок сократилась за последние три года более чем вдвое – до 880 га. К тому же, как выяснил “Эксперт”, в прошлом году урожай был убран лишь с половины посевных площадей.

В советские времена в Украине работали 150-170 хмелеводческих хозяйств. В прошлом году, по данным Минагропрода, осталось лишь два десятка. Крупнейшими являются “Хопштайнер Украина”, “Вертокиевка”, “Общество хмеляров и пивоваров”, “Дружба”, “Заречное”, “Мирное”, “Щедрый урожай”, “Сидиновка”. При этом в 2012 г. с рынка ушел крупнейший оператор – компания “Укрхмель”, у которой был собственный гранулятор (современные пивзаводы не используют шишки хмеля, как в советские времена, а применяют хмелевые гранулы или экстракт). Сегодня собственным гранулятором может похвастать только “Хопштайнер Украина”. А экстракт в Украине вообще никто не производит.

И это притом, что в стране существуют благоприятные климатические условия, позволяющие выращивать ароматные сорта хмеля (содержат мало смол и много эфирных масел), которые идут на производство премиального пива. Причину такого упадка отрасли хмелеводы видят в том, что отечественные пивовары не желают покупать украинский хмель, который якобы по биохимическим и технологическим показателям не уступает европейским, а тем более американским сортам.

Пивовары утверждают, что история с мировым заговором – выдумка производителей хмеля, которые таким образом пытаются оправдать свое нежелание что-либо менять. В частности, выращивать нужные пивоварам сорта с четко определенным уровнем альфа-кислоты и в необходимом им объеме, закупать дорогостоящее оборудование для сушки и хранения шишек, производства хмелепрепаратов.

Зачастую производители продают выращенные шишки хмеля посредникам, в частности, компании “Хопштайнер Украина”, которая перерабатывает их в гранулы. Хмелеводы утверждают, что если в Евросоюзе стоимость шишек составляет 7-8 евро/кг, то в Украине их скупают за $1-2, тогда как гранулы уже стоят минимум 3-3,50 евро/кг. Пивовары с этим не согласны. “Иногда цены на украинский хмель превышают таковые на импортный”, – говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании “САН ИнБев Украина” Денис Хренов. Хмелеводы аргументируют высокий уровень цен на сырье тем, что за последние годы выросла стоимость средств защиты растений, удобрений (за последние три года они подорожали в четыре раза), техники.

Из крупных игроков отечественные хмелепрепараты покупает только корпорация “Оболонь”. “Половину от потребности хмелепрепаратов мы закупаем в Украине (гранулы), а вот экстракт приходится импортировать. Основными поставщиками хмелепродуктов для нашей компании являются немецкие, чешские и словацкие производители”, – сообщила заместитель директора по импорту компании “Оболонь” Алла Коломиец. Пивовары предпочитают импортировать хмелепрепараты даже несмотря на наличие ввозных пошлин: 10% на экстракт хмеля, 20% – на гранулы. В Украине, жалуются пивовары, селекцией никто не занимается, и подчас на одном поле растет до двух десятков сортов. А для каждого пивного рецепта четко определен не только сорт хмеля, но и тип хмелепрепарата. “Весь хмель, который мы используем, импортного производства. Мы закупаем его по форвардным контрактам. Так вот, сорта украинского хмеля не имеют европейской и международной сертификации. Их чистота также не подтверждена, и часто сорт представляет собой банальную сортосмесь”, – отметил один из пивоваров.

Кроме того, для крупных пивоваренных компаний важна бесперебойность поставок сырья, причем крупными партиями, в 100-200 т. В Украине ни одно хозяйство не в состоянии предложить подобный объем, а скупка у разных производителей неминуемо повлечет разницу в параметрах сырья, в частности, колебания уровня альфа-кислоты.

Чтобы наладить диалог между пивоварами и хмелеводами, весной 2012 г. при содействии Министерства аграрной политики и продовольствия был подписан Меморандум о сотрудничестве между пивоваренной и хмелеводческой отраслями Украины. Стороны взяли на себя обязательства в трехмесячный срок согласовать план квалификации поставщиков хмелепрепаратов, а также план выращивания и переработки хмелесырья на 2012-2017 гг. “Мы очень надеялись, что после подписания меморандума в скором времени начнется стремительное развитие нашей хмелеводческой отрасли, и отечественные производители смогут продавать препараты не только украинским пивоваренным компаниям, но и на внешнем рынке. Но, к сожалению, по истечении почти года никаких положительных изменений не произошло. Хмелеводы по-прежнему намерены продавать пивоварам то, что есть, а не то, что нужно”, – сожалеет Денис Хренов. И это далеко не первая попытка наладить сотрудничество между отраслями. Производство хмеля дотируется государством по всему миру, поскольку выращивать эту культуру непросто. Она требует высокоплодородных почв, особых климатических условий, шпалер, нуждается в специальном режиме сушки, чтобы не потерять хмелевое масло.

“Эксперт” попытался выяснить, куда идут немалые деньги от 1,5-%ного сбора. Оказалось, что открытой информации нет. Но есть косвенные данные. Пивовары неоднократно предлагали правительству выкупать хмеля на 100 млн. грн. в год, но не уплачивать сбор – им это было бы выгоднее, даже если бы все купленное сырье они выбрасывали, а не пускали в дело. На этом хмелеводы смогли бы заработать максимум 20 млн. грн. чистой прибыли. Сейчас в виде дотаций они ежегодно получают в разы больше.

Вернее, должны получать. “Механизм освоения средств, поступающих от госсбора на развитие хмелеводства, непрозрачный. Поэтому трудно говорить, сколько государство инвестирует в развитие этой отрасли и инвестирует ли вообще”, – говорит директор по качеству компании “Оболонь” Валентина Микусевич. К примеру, в 2011г., по данным Минагропрода, из собранных 645 млн. грн. на развитие хмелеводства было направлено лишь 20 млн. грн. (из причитающихся 100-120 млн.).

О том, что деньги от сбора не всегда доходят до производителей, говорят и хмелеводы. Последние два года дотации выплачивались нерегулярно и в середине следующего года, тогда как особенно они нужны весной и осенью. Поэтому многие сельхозпроизводители вообще отказались заниматься выращиванием хмеля.

В этом году ситуация в отрасли еще больше ухудшится. Если ранее деньги от сбора аккумулировались на спецсчете, то теперь они будут направляться непосредственно в госбюджет, откуда “вынуть” их будет гораздо сложнее. Тем более что на дворе бюджетный кризис, и правительство постоянно “скребет по сусекам”, стараясь насобирать хотя бы на социальные выплаты. “Бюджет предполагает, что в 2013 г. программа продолжит действовать, но на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства из тех 1,2 млрд. грн., которые соберут за год в рамках 1,5%-ного сбора, на развитие отраслей будет выделено лишь 100 млн. грн.”, – подчеркнул вице-президент ассоциации “Виноградари и виноделы Украины” Вячеслав Пономарев.

Любопытно, что производство солода в Украине развивается без господдержки. Около 99% используемого солода пивовары покупают у местных производителей, причем его качество не хуже, чем в Европе, а цена намного ниже. По данным ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса”, рентабельность производства пивоваренного ячменя в сельскохозяйственных предприятиях Украины в 2012 г. составила около 50%, хотя пивоваренный ячмень остается нишевой культурой: возможность расширения его производства ограничена объемом внутреннего спроса со стороны солодилен и высокой конкуренцией на международном рынке. (Эксперт-Украина/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)