Федеральная служба Росалкогольрегулирование (РАР) продолжает готовить розницу к внедрению ЕГАИС. К учету продаж алкогольной продукции приступили “Магнит” и “Дикси”, до конца месяца то же самое начнет делать “Перекресток” (входит в X5 Retail Group). Заместитель гендиректора сети “Магнит” Олег Гончаров рассказал, что ритейлер приступил к тестированию ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) в своих магазинах. “В настоящее время тест проводится в нескольких десятках магазинов Цетрального федерального округа”, – уточнил он. Кроме “Магнита” в тестовом режиме систему ЕГАИС начинает использовать сеть “Дикси”, сообщил ее пресс-секретарь Лаврентий Губин. “Сейчас мы отлаживаем технологию ЕГАИС и настраиваем ее взаимодействие с нашими IT-системами в одном московском магазине “Дикси”, – говорит господин Губин. – С марта планируем запустить тест системы в двадцати магазинах в Москве и уже тогда сможем понять, как все работает в реальных условиях”.
Согласно данным Росстата, в 2012 г. в России было продано в рознице 159,8 млн. дал водки и ликеро-водочных изделий (+2,2% к уровню 2011 г.), 12,5 млн. дал коньяка (+7,9%), 30,1 млн. дал игристого вина (+5,7%) и 95,6 млн. дал виноградных и плодовых вин (-1,6%). Источник в РАР утверждает, что установка ЕГАИС для тестовой работы ничего не стоит для магазинов – она заключается только в установке дополнительного программного обеспечения, которое бесплатно предоставляется его разработчиком (в случае с несетевыми магазинами в Подмосковье разработчиком был ФГУП “Центринформ”). Согласились поучаствовать в тестировании ЕГАИС и в X5 Retail Group. “Нам РАР предложил провести тест в супермаркетах “Перекресток”, – сказал руководитель по связям с общественностью компании Владимир Русанов.- Мы уже готовим несколько магазинов Москвы и Подмосковья к тестовому запуску технологии ЕГАИС в феврале”. По словам господина Русанова, после первого этапа тестирования компания совместно с РАР оценит эффективность проекта для себя и для государства: если эксперимент будет признан успешным для обеих сторон, то возможен следующий этап – пилотная эксплуатация в одном или двух регионах. ЕГАИС была создана в 2006 г., чтобы контролировать обороты алкогольной продукции от завода до прилавка магазина и тем самым побороть нелегальный рынок (по итогам 2011 г. долю нелегальной водки РАР оценивал в 24%). Однако с самого начала своего существования система давала многочисленные сбои, из-за которых летом 2006 г. наблюдался дефицит алкоголя в рознице. В результате было решено оставить ЕГАИС лишь для производителей спиртного – сегодня только их закон обязывает использовать систему. В апреле 2011 г. премьер-министр Владимир Путин поручил РАР снова рассмотреть целесообразность внедрения ЕГАИС в рознице. С января 2012 г. ведомство начало тестировать систему в 11 небольших магазинах Щелковского района Московской области. Все они использовали стандартные кассовые аппараты АМС-100К, на которые были установлены GSM-модуль и сканер: с их помощью информация о пробиваемом продукте отправлялась на подключенный к ЕГАИС сервер. Спустя полгода в РАР заявили, что эксперимент прошел удачно: сбоев в работе ЕГАИС зафиксировано не было, но при этом было отслежено 434 случая повторного использования одной и той же федеральной специальной марки, которая клеится на бутылки.
Источник в РАР отмечает, что с технической точки зрения использование ЕГАИС при работе с сетевой розницей несколько проще, чем в случае с розницей традиционной. “В сетевом магазине все кассы объединены в сеть, оснащены сканерами и решены вопросы с каналами коммуникации”, – говорит он. По его словам, пока никаких технических проблем с использованием ЕГАИС в сетевой рознице не выявлено. Господин Гончаров подтверждает, что у “Магнита” с ЕГАИС проблем нет. Собеседник из РАР, впрочем, считает, что окончательные выводы о работе системы делать преждевременно: сначала необходимо изучить ее работу в магазинах всех форматов, которые существуют в стране: “Тестирование будет проходить до тех пор, пока у нас и у розницы не появится 100% уверенности, что все будет работать нормально”. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)