В середине 2010 г. начался новый подъем цен мирового рынка на продукцию масличного комплекса, поскольку в условиях растущего спроса положение с ресурсами становилось все более напряженным. Дополнительную поддержку ценам оказывал тогда зерновой рынок. К концу 2010 сельскохозяйственного года стало очевидно, что в 2011 г. ситуация не улучшится, а возможно, станет еще более напряженной. Помимо неблагоприятных погодных условий, наблюдавшихся в целом ряде регионов, где возделывались масличные культуры, они нередко проигрывали зерновым в конкуренции за посевные площади. Все это должно было неизбежно привести к снижению балансового индекса, отражающего соотношение между запасами и потреблением, и формированию определенного дисбаланса между спросом и предложением. Именно по такому сценарию и пошло развитие ценовой ситуации на рассматриваемом рынке: после сезонного ослабления цены вновь начали подниматься в начале 2012 г. В то время одним из факторов, оказавших ценам поддержку, стали опасения повторения в 2012/13 г. ситуации, когда в борьбе за посевные площади кукуруза потеснила соевые бобы.

Согласно прогнозу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в долгосрочной перспективе ситуация на мировом рынке продукции масличного комплекса будет формироваться под воздействием таких факторов, как растущие производственные издержки и увеличение потребностей населения планеты в продовольствии, кормах и сырье для биотопливной отрасли. Это означает, что в ближайшие годы следует ожидать устойчивого укрепления мировых цен на масличное сырье, растительные масла и шроты.

В ближайшее десятилетие темпы роста производства маслосемян должны замедлиться по сравнению с предшествовавшим периодом. По прогнозу, к концу прогнозного периода (2021 г.) производство вырастет только на 20%, что почти вдвое ниже, чем в предыдущем десятилетии. Основными препятствиями к более быстрому увеличению производства станут растущие производственные издержки, экологические ограничения и высокая эффективность конкурирующих за посевные площади культур. Увеличение производства маслосемян по-прежнему будет обеспечиваться как за счет расширения посевов, так и за счет повышения урожайности.

Хотя в производстве и экспорте по-прежнему будут доминировать традиционные игроки, в мировой торговле масличным сырьем повысится роль таких относительно новых экспортеров, как Украина и Парагвай. В то время как лидерами рынка шрота останутся южноамериканские производители соевых бобов, доля Индонезии и Малайзии в экспорте растительных масел превысит 60%. Импорт маслосемян в меньшей степени сконцентрирован, чем производство, но основными импортерами останутся КНР и ЕС.

Потребление биодизеля в ближайшие 10 лет будет расти и в развивающихся, и в промышленно развитых странах, однако в последних прогнозируется стагнация в продовольственном потреблении, тогда как в развивающихся странах душевое потребление растительных масел за рассматриваемый период должно увеличиться на 12%, или на 2 кг в год, достигнув при этом только 3/4 текущего уровня потребления в развитых странах.

Цены. Основными факторами, определяющими долгосрочные ценовые тенденции на рассматриваемом рынке, будут движение цен на минеральное топливо, государственное регулирование рынка биологического топлива и устойчивый рост продовольственного и кормового потребления масличной продукции.

Ожидается, что в прогнозный период номинальные цены на маслосемена поднимутся на 9% – это значительно больше прогнозируемого роста цен на кормовое зерно и пшеницу, с которыми масличные конкурируют за посевные площади. Ожидаемые изменения в соотношении цен предусматривают некоторый сдвиг в распределении площадей в пользу масличных культур. Реальные цены (с учетом инфляции), согласно прогнозу, должны понизиться, оставшись при этом на исторически высоких отметках.

Рост цен на растительные масла продолжится, причем большую часть прогнозного периода он будет проходить опережающими, по сравнению с другими видами масличной продукции, темпами. Дополнительную поддержку цены на масла могут получить от рынка сырой нефти, который, как полагают, станет стимулом к дальнейшему развитию биотопливного сектора.

Укрепление цен на растительный шрот под воздействием растущего спроса на мясо будет носить более равномерный характер, изменяясь в значительной степени в зависимости от ситуации на рынке мяса, в первую очередь свинины.

Как было сказано выше, темпы роста мирового производства масличных в ближайшие 10 лет замедлятся – ожидается, что с 2012 г. по 2021 г. оно увеличится на 21% и превысит 529 млн. т. Замедление темпов в основном связывают с более медленным, чем в предыдущие годы, расширением посевов, ограничениями экологического характера и высокой эффективностью конкурирующих культур.

До 2021 г. позиции ведущего продуцента масличных семян сохранят за собой США. По сравнению с базисным периодом (2009-2011 гг.) площади под масличными культурами должны увеличиться здесь на 7%, отчасти за счет посевов пшеницы, а урожайность – возрасти на 10%.

В 2021 г. 30% мирового производства масличного сырья будет сосредоточено в двух южноамериканских странах-продуцентах – Бразилии и Аргентине, при этом производство здесь вырастет на 20%. В случае с Бразилией рост будет обеспечиваться в основном за счет расширения посевов.

Ежегодный средний прирост урожая масличных в КНР до 2021 г. прогнозируется на уровне 1%. Несмотря на четвертую позицию, занимаемую страной в списке ведущих производителей, для удовлетворения растущих внутренних потребностей КНР будет вынуждена импортировать более половины потребляемого масличного сырья.

Стимулируемое развивающимся биотопливным сектором, в последние годы производство масличных культур в ЕС увеличивалось, расширялись площади, используемые для получения соответствующего масличного сырья. За последние 10 лет посевы масличных культур, предназначенных для выработки биодизеля, увеличились на 3 млн. га, однако в ближайшей декаде существенных сдвигов в размерах посевов не ожидается, а рост производства масличных семян, прогнозируемый на уровне 15%, будет обеспечиваться за счет повышения продуктивности, что позволит ЕС максимально приблизиться к поставленной цели по использованию биотоплива. В остальной части мира производство масличного сырья должно возрасти примерно на 34%, в основном благодаря таким традиционным продуцентам, как Канада, но отчасти – некоторым странам с быстро растущей экономикой – Парагваю, Украине и России. Характерной чертой рынка масличной продукции останется относительно высокая концентрация производства сырья, в результате чего сохранятся риски падения объема ресурсов в основных производящих районах.

С учетом более низких темпов расширения производства на ближайшее десятилетие прогнозируются вдвое более низкие, чем в базисном периоде (2009-2011 гг.), темпы роста переработки масличного сырья. Это означает, что к концу прогнозного периода переработка увеличится на 73 млн. т, при этом замедление затронет практически всех продуцентов, за исключением США. Наибольший в абсолютных величинах прирост прогнозируется в Азии, однако в КНР увеличение производства будет происходить гораздо медленнее, чем раньше.

Прогнозируемое с учетом повышения цен значение балансового индекса для масличных семян к 2021 г. должно понизиться приблизительно до 7,1% с 8% в 2011 г.

К концу прогнозного периода мировой выпуск растительных масел должен увеличиться примерно на 28% относительно уровня 2011 г., или на 35 млн. т, превысив прогнозируемые темпы роста производства масличных семян (за счет пальмового и кокосового масел). Число крупных продуцентов растительных масел по-прежнему останется сравнительно небольшим – Индонезия, Малайзия, КНР, ЕС, США, Аргентина, Бразилия и Индия. На эти центры будет приходиться примерно 79% глобального производства.

Индонезия и Малайзия сохранят позиции крупнейших продуцентов растительных масел с долями в 2021 г. 20% и 14% соответственно. В ближайшее десятилетие совокупное производство этих двух продуцентов должно возрасти на 37%, или на 12 млн. т, в результате чего доля пальмового масла в общемировом выпуске растительных масел повысится до одной трети. Из-за ограниченных возможностей для расширения площадей под масличной пальмой в Индонезии и особенно нехватки рабочей силы в Малайзии темпы роста производства пальмового масла, как ожидается, существенно замедлятся по сравнению с предыдущим десятилетием. В Аргентине и Бразилии к концу прогнозного периода выпуск растительных масел (в основном соевого) должен возрасти более чем на 36% относительно 2009-2011 гг., в то время как в КНР, ЕС и США прогнозируется рост выпуска на 19-24%. Общая доля Бразилии и Аргентины в мировом производстве растительных масел должна немного повыситься, а доля последних трех продуцентов – остаться неизменной.

Прогнозируемые на ближайшие 10 лет темпы роста мирового потребления растительных масел составляют в среднем 2% в год – это вдвое ниже среднего показателя последней декады. Крупнейшим потребителем останется КНР, за ней, как и прежде, будут следовать ЕС, Индия и США. Поскольку потребление не так сильно сконцентрировано, как производство, ожидается, что в других странах, на долю которых будет приходиться около половины глобального потребления, спрос на масла будет устойчиво расти, стимулируемый увеличением численности населения и повышением его благосостояния.

В глобальном масштабе прирост ресурсов растительных масел будет распределяться между продовольственным потреблением – около 64% и использованием в качестве биотоплива – 33%. Темпы роста использования растительных масел в секторе биодизеля заметно замедлятся по сравнению с прошлым десятилетием. К концу прогнозного периода потребление пищевых растительных масел в качестве биотоплива должно возрасти до 30 млн. т, что будет означать 75%-ный рост относительно базисного периода. Доля направляемых на эти цели растительных масел возрастет с 12% в 2009-2011 гг. до 16% в 2021 г. В течение ближайшего десятилетия главными источниками биодизеля по-прежнему будут рапс и соевые бобы, однако объем используемого в секторе пальмового масла за это время более чем удвоится – в 2021 г. в качестве биотоплива будет потребляться 9% производимого в мире пальмового масла.

В развитых странах на долю продовольственного и промышленного (для получения биодизеля) потребления в рассматриваемые 10 лет будет приходиться 27% и 73% прироста соответственно. Лидером в этой области останется Европейский союз, где в 2021 г. в биотопливном секторе будет потребляться 51% произведенных растительных масел против 40% в 2009-2011 гг. В США эта доля возрастет незначительно – до 14%.

Темпы роста производства биодизеля прогнозируются на уровне около 6% в год для ЕС и менее чем 2% для США. Что касается продовольственного потребления растительных масел в промышленно развитых странах, то за весь прогнозный период оно должно возрасти на 10%, при этом среднедушевое потребление практически не изменится и останется на уровне 24-25 кг в год.

В развивающихся странах, напротив, основной движущей силой роста потребления растительных масел станет продовольственный спрос, однако темпы его увеличения существенно замедлятся по сравнению с последним десятилетием. Ожидается, что к 2021 г. среднедушевое потребление растительных масел в указанной группе стран повысится на 2 кг – до 18 кг в год. Использование растительных масел в биотопливном секторе должно увеличиться здесь почти вдвое, но объем использования будет небольшим по сравнению с промышленно развитыми странами из-за низкой первоначальной базы.

Наибольший рост потребления растительных масел в биотопливном секторе прогнозируется в основных странах-продуцентах – Индонезии, Малайзии и Аргентине, а также в ряде азиатских стран – Таиланде, Индии и южноамериканских – Бразилии, Колумбии. Продолжит расширяться биотопливный сектор Аргентины, который в 2021 г. будет потреблять 31% производимого в стране растительного масла. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)