Производство крепких спиртных напитков в июне этого года стало рекордным за последние десять лет. Одной только водки произведено почти 10 млн. дал, что сопоставимо с показателями высокого водочного сезона – ноября-декабря. Всплеск производства был вызван повышением с 1 июля водочного акциза на 18%. В этих условиях производители пустили конвейеры своих предприятий на максимум, заполняя под завязку собственные склады.
Ни июньская жара, ни ужесточение условий розничных продаж алкоголя в регионах не сказались на показателях работы российских производителей, которые в первом месяце лета выдали на-гора небывалый для этого сезона объем спиртных напитков. Как следует из данных Росстата, в июне алкостахановцы произвели 9,61 млн. дал водки, что на 47% больше, чем годом ранее. При этом в первом квартале среднемесячный объем выпуска водки составлял 5,6 млн. дал. В целом за первое полугодие российские предприятия выпустили 42,28 млн. дал водки (на 17,3% больше).
Рост отмечен практически во всех категориях спиртных напитков. Производство ликеро-водочных изделий свыше 25 градусов выросло на 50,3% до 483,6 тыс. дал. Коньяки прибавили 80,5% до 4,42 млн. дал.
Наибольший рост показали виноделы. Резонансная история с несостоявшимся переводом полусладких вин в категорию винных напитков, неопределенность с утверждением новых ГОСТов и порядком получения новых акцизных марок заставила производителей вина перед 1 июля работать на полную мощность, чтобы иметь большие запасы на случай длительной остановки производства. По данным Росстата, в июне виноделы совокупно произвели 6,83 млн. дал, что вдвое превышает показатели, зафиксированные в июне прошлого года.
Единственной категорией спиртных напитков, где было зафиксировано значительное падение производства по итогам полугодия (-48,3%), стали слабоалкогольные коктейли. Как следует из данных Росстата, с начала года российские предприятия произвели 7,8 млн. дал коктейлей крепостью ниже 9 градусов. Обвал в этом секторе легко предсказывался: лидеры рынка были вынуждены на три первых месяца года остановить производство из-за отсутствия акцизных марок, которые с 1 января их обязали наклеивать на банки. Кроме того, для уклонения от данной нормы ряд производителей коктейлей якобы изменил рецептуру, переведя свою продукцию в категорию специального пива, выпав, таким образом, из показателей Росстата в этой категории.
Объяснение небывалого роста производства спиртных напитков посреди лета лежит на поверхности: с 1 июля вступили в силу новые ставки акцизов на спиртные напитки, предусматривающие существенное увеличение налоговой нагрузки на производителей. Сильнее всего вырос водочный акциз – на 18,1%. Акцизная составляющая в стандартной бутылке водки объемом 0,5 л увеличилась с 50,8 до 60 руб. Готовясь к повышению, производители до предела наполнили свои склады продукцией, выпущенной со старой акцизной ставкой.
Однако столь мощный рост объемов производства удивил даже отраслевых экспертов. “Я ожидал роста процентов на тридцать, – говорит директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. – Запас создан внушительный, и, даже если эта продукция зависнет на складах на полгода, для производителей это будет выгодно”. По словам Вадима Дробиза, июньские объемы оказались сопоставимы с объемами производства в декабре – традиционно самом пиковом месяце для водки. Для сравнения: в декабре 2011 г. российские предприятия произвели 10,8 млн. дал.
Председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров, несмотря на рекордные объемы, полон пессимизма и прогнозирует, что нынешний всплеск производства может стать последним в ближайшей перспективе. “Теперь в июле-августе будет резкое снижение объемов, а к сентябрю-октябрю объем производства частично восстановится, – полагает он. – Этот год мы еще как-то проживем, а вот что будет в следующем году при ставке 400 руб. за 1 л чистого этилового спирта в готовой продукции – большой вопрос”.
“Думаю, мы еще увидим рост в ноябре-декабре этого года”, – считает гендиректор Global Spirits (“Хортица”) Сергей Величко. По его мнению, скачок будет вызван очередным повышением акциза с 1 января 2013 г., и отрасль закончит 2012 г. с рекордными показателями. “С дальнейшим повышением акцизов рынок вступит в период стагнации, в следующие два года объемы производства, скорее всего, будут снижаться”, – добавляет эксперт. (РБК-daily/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)