Российские рыбопереработчики намерены бороться за покупателя с помощью сертификации продукции, отслеживания движения рыбы от вылова до прилавка и активной пропаганды потребления рыбы среди населения. «Спрос на рыбную продукцию хуже, чем в позапрошлом году, – сетует председатель Рыбного союза Юрий Алашеев. – И вот что показательно: вылов рыбы с каждым годом растет, импорт сокращается. Казалось бы, перерабатывающие компании могут в разы увеличивать производство. Однако сегодня потребители не спешат покупать более удобную готовую продукцию, отдавая предпочтение неразделанной, так называемой целиковой рыбе».

Проблем у рыбопереработчиков накопилось за последнее время немало – это и низкое качество рыбного сырья, и снижение динамики спроса, и ужесточение требований к рыбопереработке в связи с вступлением страны в Таможенный союз и ВТО и, наконец, «бесхозность» отрасли: если рыбаков активно поддерживает Росрыболовство, то у переработчиков нет ведомства, которое защищало бы их интересы. Именно эти темы стали ключевыми на Первой Всероссийской конференции рыбоперерабатывающих предприятий, состоявшейся в Москве. Основным проводником идей рыбопереработчиков сегодня является Рыбный союз, объединяющий 26 предприятий, среди которых «Балтийский берег», РОК-1, «Меридиан», «Санта-Бремор», «Вичунай». Ежегодные объемы производства этих предприятий составляют более 500 тыс. т продукции на около 65 млрд. руб. Сегодня лидеры рынка думают о том, как объединить усилия, чтобы отрасль могла эффективно развиваться.

Вялый спрос на продукцию рыбопереработки – одна из главных проблем отрасли. Не секрет, что зачастую причина безразличия покупателей – низкое качество фасованной рыбы. Рыбопереработчики считают, что виной всему плохое качество сырья. По их словам, норвежские и российские рыбаки вылавливают в море одну и ту же рыбу, но на выходе российское сырье оказывается с большим процентом брака. Поэтому крупные национальные компании, выпускающие брэндированную продукцию, в основном используют импортное сырье. Причем относится это не только к морепродуктам, которых действительно в России недостаточно, но и даже к такой популярной рыбе, как сельдь (лидер продаж). И это несмотря на то, что в 2011 г. доля местной рыбы на российском рынке, по оценке Росрыболовства, составила уже 70%. «У нас современное технологичное предприятие. Если мы будем закупать некачественное сырье – горбушу, сельдь, скумбрию, семгу, форель, – то все загубим. В рыбопереработке 90% качества готового продукта зависит от качества сырья», – рассказывает генеральный директор компании «Меридиан» Светлана Федосеева.

Использование импортного сырья, естественно, делает продукцию дороже, что в дальнейшем приводит к обострению взаимоотношений рыбопереработчиков с розницей. «К сожалению, для ритейлеров сегодня не важно качество продукции, не важно даже соотношение цены и качества. Для них главное – низкие цены, а гонка за ценами приводит к тому, что в магазинах торгуют продуктами, которые невозможно есть», – жалуется один из рыбопереработчиков.

Рыбный союз предлагает комплекс мер для развития отрасли. Например, ввести добровольную сертификацию, ответственность компаний за качество продукции. Между тем вопрос добровольной сертификации остается спорным. «Сегодня в России зарегистрировано около 500 систем добровольной сертификации, из которых реально действующих меньше 1%», – считает директор сертификационного центра «Ростест» Алексей Медников. «К сожалению, система добровольного страхования в нашей стране себя дискредитировала, – поддерживает его председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. – Мы запутали потребителя, и он уже не знает, чему доверять. Если применять добровольную сертификацию, то важно, чтобы ее поддержало большинство переработчиков, и пусть, к примеру, это будет один знак качества, каким в советское время был знак ГОСТа».

Другая идея Рыбного союза заключается в создании системы, которая позволяет отслеживать происхождение и перемещение рыбной продукции. Как говорят о ней сами переработчики, «от лодки до глотки». Суть ее в следующем: на готовой продукции появится второй штрихкод, по которому покупатель прямо в магазине может узнать полную информацию – где, кем, когда была выловлена рыба, как она хранилась, и кто ее перерабатывал. «Это будет еще и защитной мерой для национальных производителей в условиях вступления России в ВТО», – говорит исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. По его мнению, оснащение магазинов специальным оборудованием и затраты на штрихкодирование не должны увеличить стоимость рыбопродукции. В настоящее время на цену влияют в большей степени затраты на ветеринарный контроль, которые можно будет снизить, поскольку они тоже будут входить в новую систему. «Такая система идеальна для потребителей, это действенный инструмент борьбы с фальсификатом, но это не дело ближайших дней. Теоретически ритейлу это интересно, вопрос только в реализации и издержках, потому что сегодня никто не готов нести большие издержки. А готовы ли сами участники рыбного рынка открыть всю свою цепочку? Другие поставщики продуктов питания, например, алкоголя, тоже мечтают о такой программе, но пока ни одного реализованного проекта нет», – рассуждает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский.

Большое значение Рыбный союз придает и непосредственному общению с потребителями, для чего создается Агентство по пропаганде рыбы и морепродуктов. «Мы будем через СМИ, социальную рекламу на ТВ, блоги и форумы в интернете информировать людей о нашей работе по добровольной сертификации, системе прослеживания рыбы от вылова до прилавка, рассказывать о полезных свойствах рыбы и морепродуктов», – говорит Юрий Алашеев. Он рассчитывает, что благодаря такой пропаганде объемы потребления рыбопродукции вырастут, а отрасль получит мощный импульс для развития. (Эксперт/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)