Традиционно в Украине производством хлеба занимаются специализированные предприятия – хлебокомбинаты и хлебозаводы, выпускающие массовую продукцию. Из-за специфики товара его сбыт ограничен радиусом 150-200 км. Возить хлеб на большие расстояния невыгодно, к тому же срок реализации этого продукта составляет от 24 до 72 часов. Поэтому во времена СССР при создании хлебной промышленности предприятия размещались по территориальному принципу с учетом плотности населения, вследствие чего крупные производители зачастую оказывались естественными монополистами в своем регионе.

Последние 10 лет на хлебном рынке прослеживаются две тенденции. Во-первых, идет концентрация производства и создание крупных объединений (холдингов), имеющих предприятия в нескольких регионах. За последнее время новых хозяев обрели несколько крупных хлебозаводов, в частности, Николаевский. Еще несколько предприятий находятся на стадии продажи. Во-вторых, появилось множество мелких производителей, специализирующихся на выпуске отдельных видов хлебобулочных изделий. Число таких предприятий достигает нескольких тысяч, а удельный вес в тоннаже, по различным оценкам, – от 30% до 60% (такой разброс объясняется отсутствием документально подтвержденной информации).

Существование теневого рынка хлеба, по объемам производства сопоставимого с официальным, подтверждают статистические данные. По сведениям Госстата, годовое производство этого продукта в стране оценивается в 1,7-1,8 млн. т. Но это значит, что потребление на душу населения в Украине составляет примерно 107 г в сутки, в то время как минимальная потребительская корзина, рассчитанная на основе биологической потребности, включает 276 г хлеба. Для сравнения: в блокадном Ленинграде суточная норма, выдаваемая населению, равнялась 125 г (служащим, иждивенцам и детям до 12 лет; по рабочей карточке давали 250 г, причем эти нормы действовали чуть дольше месяца, а затем были повышены. – “Эксперт”). Таким образом, по самым грубым подсчетам, около половины рынка находится в тени.

Сейчас благодаря падению цен на основное сырье – муку – мелкие производители заметно активизировались. При этом у таких игроков есть преимущество в ценообразовании, поскольку мини-пекарни меньше подвержены административному давлению, к тому же они имеют возможность работать в тени. Теневая схема производства дает возможность держать уровень цен на 10-15% ниже, чем у официальных производителей, за счет ухода от налогов. Кроме того, затратная часть теневых пекарен формируется в наличной форме, что тоже позволяет значительно ее уменьшить.

Помимо экономической составляющей существует проблема контроля над качеством нелегальной продукции. Сравнивать уровень модернизации производства крупных и большинства мелких игроков просто некорректно из-за того, что ни одна мини-пекарня не может себе позволить полноценно оборудованную лабораторию, осуществляющую контроль на всех этапах выпуска хлеба – от сырья до готовой продукции, а также проводить обучение специалистов. А главное – мелкие производители не считают нужным уделять внимание этим вопросам. Чтобы удешевить товар, недобросовестные хлебопеки активно используют химические добавки (разрыхлители, красители и так далее), которые дают возможность из дешевого низкокачественного сырья получать внешне привлекательный, но опасный для здоровья продукт.

Есть и другие моменты, такие, как охрана труда, социальная защищенность работников, занятых в теневом производстве, подделка популярных видов продукции крупных компаний с ухудшением качества, что наносит урон деловой репутации последних. Кроме того, многие мелкие предприятия активно применяют конъюнктурный подход. Например, в период сильных снегопадов такие пекарни отказываются доставлять хлебобулочные изделия в отдаленные районы либо вообще временно закрываются. При неблагоприятной ситуации на рынке сырья они также прекращают деятельность до лучших времен, и решать проблему обеспечения населения хлебом приходится крупным производителям.

Отдельно стоит упомянуть о так называемых социальных сортах хлеба. Дело в том, что сегодня отсутствует четкое определение продукции, входящей в данную группу. Это позволяет государственным органам манипулировать ценообразованием. Сейчас около 70% продукции хлебозаводов подлежит государственному ценовому регулированию. По данным Госстата, за полугодие отрасль получила 177,2 млн. грн. убытков, при этом убыточными оказались 48,2% предприятий. То, что это не фокусы с отчетностью, говорит о том, что в Украине цены на хлеб при сопоставимом уровне затрат на производство гораздо ниже, чем в России ($0,6-0,7/кг против примерно $1/кг), не говоря уже о европейских странах. Рентабельность основных и поэтому регулируемых государством сортов хлеба не превышает 5%. Показатели несколько улучшает рентабельность нерегулируемых сортов более дорогого сегмента (батоны, сдобные изделия, мелкоштучная и кондитерская продукция), где рентабельность доходит до 15-20%. Но удельный вес такого товара не превышает 20-25%. А для нормального существования предприятия общая рентабельность должна быть не менее 10-15%, а не 3-4%, как сейчас.

При этом в Российской Федерации для хлебопеков предусмотрены различные льготы, в частности, в отрасли действует льготное налогообложение, а оборудование для хлебозаводов не облагается импортной пошлиной. Из-за сложившейся ситуации украинские хлебозаводы не могут обновить основные фонды, внедрить энергосберегающие технологии, расширить ассортимент продукции. Правда, в некоторых областях госорганы видят тяжелое положение пекарей и при наличии соответствующих расчетов разрешают незначительно повысить цены на хлеб. Но это скорее исключение из правил. (Александр Тараненко, председатель правления холдинговой компании “Хлебные инвестиции”. Эксперт-Украина/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)