Голландец Роберт Мэйлес знает о горилке не понаслышке – ежегодно он посещает киевских друзей и вместе с ними дегустирует украинский алкоголь. В Ирландии, где Мэйлес сейчас работает, о нашей сорокаградусной известно немного. Тамошние любители больше “выступают” по виски. И все-таки украинский товар доезжает до Ирландии. Недавно Мэйлес зашел в восточноевропейский ресторанчик в Дублине и обнаружил в меню традиционную украинскую водку с перцем. “Вот только если в Украине она стоит около 4 евро, то там пол-литровая бутылка горилки предлагалась за 50 евро. А за 5 евро можно было купить шот – 50 миллилитров”, – сокрушается голландец.
Иностранца, знакомого с нашими реалиями, поражает разница в цене. “Это значит, что на зарубежных рынках украинские производители на одной бутылке зарабатывают в 12 раз больше, чем дома?” – вопрошает Мэйлес. “Не совсем так”, – поясняют наши водочники. И начинают оправдываться: накрутка ресторанов, затраты на логистику, заработок оптовиков, выход на внешний рынок, промоушн продукции – все это “съедает” огромные суммы. Так что производителю достается до 10 евро с полтинника. Хотя это все же в 2,5 раза больше, чем в Украине.
Чтобы заработать 10 евро, приходится изрядно потрудиться – искусно подстраиваться под чужое законодательство и придумывать новые вкусы крепкого напитка.
В последнее время экспорт водки стремительно наращивает Беларусь. Помогает этому как произошедшая девальвация белорусского рубля, так и государственная поддержка
Экспортировать не только сорокаградусную, но и вино совсем непросто и потому недешево. “Одна из проблем при экспорте вина и водки – высокий денежный порог вхождения на новые рынки”, – поясняет директор по маркетингу холдинга Global Spirits (объединяет ликеро-водочные заводы “Хортица”, “Русский север”, Одесский коньячный завод (ТМ “Шустов”), ДП “Крымский винный дом” (ТМ “Oreanda”), ТД “Мегаполис Украина и Россия”) Георгий Майоров. Порог этот порой исчисляется миллионами долларов, уверяют производители алкоголя. И явно не лукавят. Ведь помнится, когда более 5 лет назад компания “Союз-Виктан” выходила на американский рынок, только на одну промоушн-вечеринку в Нью-Йорке ушло примерно $300 тыс. А “Русский стандарт” в свое время вообще превзошел все ожидания – вечеринка в том же городе стоила ему, по неофициальной информации, около $3 млн. (Эксперт-Украина/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира). (Подробнее см. в журнале «Пищепром Украины»)