Сразу после снятия моратория на продажу земли в АПК не произойдет никаких видимых изменений – ни в структуре агропроизводства, ни в перераспределении собственности на землю, ни в макропоказателях, которые генерирует отрасль, но со временем сформируются определенные тенденции, о которых рассказал первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Максим Мартынюк. Новость передает Agronews.org со ссылкой на блог Максима Мартынюка в издании “Новое время”.
Заместитель министра выделяет следующие последствия:
- Сокращение количества долгосрочных договоров аренды
На сегодня менее 130 тыс. договоров или около 3% от общего количества заключено на краткосрочный период в 1-3 года. Почти половина (48%, или 2,25 млн договоров) предполагают аренду на срок в 6-10 лет. При наличии альтернативы в виде продажи участка, владельцы не будут склонны связывать себя длительными обязательствами, чтобы иметь простор для маневра.
Как сообщал ранее Agronews.org, Сергей Тарута предостерег украинцев от судьбы аргентинских фермеров.
- Постепенный рост арендной платы
Часто арендаторы будут действовать на опережение, предлагая пайщикам различные бонусы, чтобы обеспечить их лояльность. Опыт постсоциалистических стран ЕС, запустивших рынок земли в новейшей истории, показывает, что рост стоимости земли в первые два года составляет 71%, что будет служить драйвером роста для ставок аренды.
- Упорядочивание права собственности на земельные участки
Унаследованные участки, которые горожане не удосужились оформить, поскольку временные и административные затраты не адекватны той сумме, которую они могли получить от сдачи их в аренду, превратятся в актив. И его стоимость даже на старте открытия рынка будет достаточно существенной, чтобы стимулировать владельцев привести все кадастровые документы в порядок.
Как сообщал ранее Agronews.org, Гройсман пообещал провести земельную реформу в интересах фермеров.
- Осуществление некритического количества реальных сделок
Количество сделок купли-продажи сельхозземель с запасом уложится в те 10-15%, о которых говорят социологи, оценивая количество пайщиков, желающих продать свои земельные участки. Среди покупателей первой волны будут прежде всего фермеры, которые сейчас выращивают высокорентабельную продукцию и оперируют небольшим земельным банком. Но ни один агрохолдинг не может выкупить полностью обрабатываемые земли, даже если предположить, что бенефициары зададутся целью обойти прямой запрет на покупку земли юрлицами, который задекларирован как принципиальная составляющая земельной реформы.
- Появление новых продуктов в банковских портфелях
Даже банки с существенной избыточной ликвидностью не кинутся кредитовать аграрный бизнес. Учитывая, что львиная доля прибыли малых и средних фермеров находится в тени, классические скоринговые модели оценки кредитного риска либо предложат аграриям неподъемные ставки, либо вовсе откажут в кредите. Тем не менее, активная конкуренция банков за заемщиков, вызванная необходимостью “отбить” вложенные акционерами средства на докапитализацию, вынудит их разрабатывать новые банковские продукты, учитывающие специфику аграрного сектора Украины. Медленно, но верно, благодаря появлению возможности использовать землю в качестве объекта ипотеки, удельный вес аграрного сектора в общем кредитном портфеле банковской системы начнет увеличиваться. (УНН/ Пищепром Украины)