Спасибо компании “ПроАгро” за возможность поделиться своим видением ситуации в аграрной сфере. Для ответа на такой вопрос в первую очередь необходимо определить динамику движения Украины в агросекторе в последние несколько лет.
Глядя на все изменения, которые коснулись нашей страны (изменение политического вектора развития, экономические проблемы, проблемы, связанные с нежеланием системы управления государством внедрять новые подходы, обнажившиеся социальные вопросы и восприятие людьми новых путей их решения и т.д.), аграрный сектор экономики по-прежнему показывает положительную динамику развития. Он (агросектор) по-прежнему остается и прибыльным, и инвестиционно привлекательным как для уже работающих компаний, так и для только рассматривающих вхождение в рынок.
С чем же связан такой успех в отрасли (успех я имею ввиду исключительно в сравнении с другими секторами экономики в Украине)? Думаю, что основная причина в состоявшемся сегментировании отрасли на устойчивые звенья по всей цепи. В Украине есть производители, переработчики, транспортно-экспедиционные компании, торговые (трейдеры), много внутренних элеваторов, портовые терминалы, и все эти компании находятся в постоянной конкуренции между собой, где каждый из участников рынка должен быть лучше, чем вчера и привлекательнее чем конкурент. Каждый новый элеватор должен превосходить конкурентов в округе, каждый новый терминал в порту должен быть быстрее в приемке и выгрузке, менеджмент каждой компании должен все глубже и глубже понимать потребности рынка и новые запросы от клиентов. В этой ситуации всегда выигрывают потребители услуг и товаров, так как качество и сервис постоянно улучшаются.
Но есть один участник рынка, который может менять правила игры – это государство. И для всех участников рынка один из самых главных вопросов – планы правительства. И здесь нельзя сказать, что действия госмашины всегда направлены на достижение максимальной эффективности. Причин этому несколько: нет единого понимания развития агрорынка в политических элитах, заинтересованность политических конкурентов в провале действий, предпринимаемых властью (всегда), низкий уровень понимания системных подходов в налоговой сфере (где любой инспектор ДФС в регионе может безнаказанно наносить вред как материальный, так и имидживый всей системе), пока еще отсутствие понимающих весь процесс госуправленцев среднего звена и ниже. Все вышеперечисленные проблемы дают в сумме результат, который не воспринимается остальными участниками рынка как позитивный, устойчивый и надежный. А добавив ко всему процветающую безнаказанность “нерадивых” госуправленцев, просто опускаются руки…
Влияние общественных организаций на действия правительства пока еще в зародышевом состоянии, но тенденция явно положительная. Регулярные встречи чиновников и госуправленцев всех уровней с профильными ассоциациями вселяют оптимизм.
Не думаю, что в 2017 году мы увидим что-то новое. Изменения может принести следующий год и открытие рынка земли. Моя позиция – рынок земли должен быть! А рассказы всякого рода о заботе о собственниках земли, которым принадлежат по 3-4 гектара считаю популизмом. Иначе те 30% населения, которые проживают в сельской местности, уже давно были бы обласканы и обеспечены такими “заботливыми” рассказчиками. И не надо придумывать уникальный путь развития, нужно взять наиболее эффективный с точки зрения использования земли как ресурса. Определить сколько прибыли с одного гектара можно получить при разных моделях собственности и внедрить. К примеру, во Франции в Парижском регионе средний размер фермерского хозяйства 93 гектара, максимально возможное владение одним собственником 2 тыс гектаров, и не факт, что купив землю в собственность (или получив в наследство), вам дадут возможность работать на этой земле, так как государство создало такой контроль со стороны общественных организаций, что их участники будут сражаться в конкурентной борьбе, где обязательно победит наиболее эффективный, а поигравший собственник будет получать рентную плату за свою собственность. Определение эффективности ложится на плечи общественных организаций, расположенных в этом районе. А роль государства заключается только в четком контроле выполнения установленных правил всеми участниками. И не нужно бояться, что землю кто-то скупит, бояться нужно, что Украина не использует весь потенциал собственного ресурса.
Поэтому изменения в собственности на землю могут принести в краткосрочной перспективе изменения в приоритетах выращивания разных культур. Так для производства зерновых нужно будет объединять новых (надеюсь эффективных) собственников в кооперативы и создать им условия для развития, а это и льготные кредиты на постройку элеваторов, и на покупку новой техники и т.д. Эти инвестиции от государства будут возмещены стабильностью в регионах и большей социальной ответственностью работающих на местах фермеров (СОБСТВЕННИКОВ!) за развитие каждого небольшого региона, так как они будут развивать его для себя и своих детей. Вот на этом пути возможны изменения в приоритетах выращивания разных культур. Небольшому фермеру всегда будет более выгодно диверсифицировать выращиваемые продукты, и мы увидим развитие овощеводства с орошением, орошение на полях пшеницы и кукурузы, что приведет к получению гораздо большей прибыли с одного гектара чем в крупнотоварном производстве, где 100-150 человек могут управлять и 100, и 200 тыс гектарами и выращивать зерновые без орошения и с меньшей урожайностью (чем во Франции к примеру в 2 раза). Да и зависимость от погодного фактора в этом случае гораздо уменьшится, что сделает нашу страну стабильным поставщиком разных с/х продуктов на мировом рынке.
Но я реалист, и поэтому не сильно верю в скорое разрешение вопроса рынка земли, поэтому в ближайший год мы будем видеть работу сложившей системы производства. В этом случае мы будем иметь небольшое и стабильное увеличение производства зерновых (в основном, кукурузы и пшеницы), увеличение производства подсолнечника и сои. Думаю, что логистическая инфраструктура позволит нам еще пару лет развиваться в сторону увеличения, а за это время инвесторы достроят недостающие для развития объекты как-то портовые терминалы, вагоны, внутренние элеваторы. И Украина будет по-прежнему экспортировать более 40 миллионов тонн зерновых ежегодно, а при развитии инфраструктуры и до 60 миллионов тонн. (ПроАгро/ Пищепром Украины)